Блог Ивана Коропца
Компания: Сеть клиник "Евроонко"
Должность: Заместитель главного врача по КЭР

Может ли стоматолог быть патологоанатомом?

26.07.2017 08:49 Комментариев: 7 10195
Недавно на глаза попалась одна статья, где описывался случай, смерти матери и ребенка, по неясной причине, вскрытие которых проводил стоматолог, хотелось бы дать комментарий по данному поводу.

При прочтении подобных ответов из "федерального ведомства" (если все действительно обстоит так, как пишут журналисты), возникает ощущение, как будто читаешь письмо из Простоквашино, которое сначала писал дядя Федор, потом кот Матроксин и наконец Шарик, у которого лохматость повышена...

Поэтому для начала, во избежание путаницы, определимся с терминами. Для понимания структуры медицинского образования нам понадобятся два ведомственных приказа:

1. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 - утверждает ПЕРЕЧНИ специальностей - как медицинских, так и всех остальных (далее Перечень);

2. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н - утверждает Квалификационные требования к медицинским специальностям (далее Приказ МЗ).

Медицинское образование отличается отсутствием бакалавриата и магистратуры, в настоящее время оно подразделяется на следующие формы:

1. Основное образование (специалитет) - его получают при завершении основного обучения в медицинском институте/университете/академии, выпускники получают диплом, где указана конкретная основная специальность. В настоящее время выделяют следующие основные медицинские специальности (из группы клинической медицины, которая нас в данном случае и интересует): Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Остеопатия - данные специальности указаны в Приложении 3 Перечня

2. Дополнительное образование - его получают при завершении ординатуры/интернатуры (в настоящее время интернатура упразднена), выпускники получают сертификат специалиста, в котором указана конкретная узкая специализация, только в рамках которой врач имеет право вести профессиональную деятельность. В настоящее время выделяют 77 специализаций (опять же из группы клинической медицины), которые последовательно перечислены в Приложении 6 Перечня.

2.1. Однако, если доктор уже после того, как он получил один сертификат, хочет поменять узкую специализацию, то ему не обязательно во всех случаях заново заканчивать другую ординатуру (где срок обучения может составлять около 3-х лет). Он может пройти Профессиональную Переподготовку (далее ПП), которая занимает гораздо меньше времени (около полугода), но которая обязательно должна быть уже после обучения в ординатуре. И здесь свою роль играет Приказ МЗ, который и определяет требования и условия по каждой узкой специализации, с учетом основной специальности, узкой специализации в ординатуре/интернатуре, а также условия ПП.

Теперь обратим внимание на указанный Приказ МЗ, где найдем узкую специализацию "Патологическая анатомия":

"...Специальность "Патологическая анатомия"

Уровень профессионального образования

Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия"

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Патологическая анатомия"

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности "Патологическая анатомия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская онкология", "Детская урология - андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Пластическая хирургия", "Сердечно - сосудистая хирургия", "Судебно - медицинская экспертиза", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно - лицевая хирургия"

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Должности

Врач - патологоанатом; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач - патологоанатом..."

Из вышеуказанного мы видим, кто именно может работать врачом-патологоанатом. Уровень профессионального образования - это и есть основная специальность, которая может быть только "Лечебное дело" и "Педиатрия".

Далее следует название узкой специализации в ординатуре - соответственно "Патологическая анатомия", а далее условия ПП, где как раз и указаны, те узкие специализации ординатуры, которые, грубо говоря, можно "поменять" на патологическую анатомию.

Таким образом, с наличием ординатуры по узкой специализации "Стоматология ортопедическая", разумеется, пройти ПП и получить сертификат по патологической анатомии невозможно. Однако, корень проблемы гораздо глубже, поскольку врачом-патологоанатомом стоматолог в принципе быть не может, им может быть только тот врач, который, прежде всего, получил основные специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", а после или сразу закончил интернатуру/ординатуру по патологической анатомии, или закончил другую интернатуру/ординатуру, которые указаны в Приказе МЗ, а потом прошел ПП по патологической анатомии.

Стоит ли говорить, что в указанном ответе "федерального ведомства" суть проблемы не раскрыта, а узкие специализации («Детская онкология», «Колопроктология», и пр.) перепутаны с основными специальностями.
Просмотров: 10195 Комментариев: 7 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
01.08.2017 05:19
Иван Коропец дал действительно обоснованный ответ на вопрос, который интересовал гражданина.  Минздраву есть у кого учиться!!!
Ответить Ссылка 0
Евгений Колточник
01.08.2017 10:06
Алексей Валентинович, юрист в своей публикации ссылается на последний приказ, а стоматолог мог пройти переподготовку по патанатомии гораздо раньше. Если сертификат специалиста, полученный легально в образовательной организации, которая имеет лицензию и госаккредитацию, у врача есть, то вопроса о законности его работы по данной врачебной специальности именно к этому врачу быть не может.
Ответить Родитель Ссылка 0
Евгений Колточник
01.08.2017 10:13
"Медицинское образование отличается отсутствием бакалавриата и магистратуры ...". Это в России. В Узбекистане основное образование - бакалавриат 7 лет, затем ординатура - 2 года либо магистратура - 3 года.
Кстати, образование, насколько мне известно, в Ташкенте, в Самарканде, в Андижане в бакалавриате нисколько не хуже, а зачастую, намного лучше, чем во многих медуниверситетах в РФ на специалитете.
Ответить Ссылка 0
Евгений Колточник
01.08.2017 10:01
Не совсем правильный ответ. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н появился не так давно. А до 2009 года правила получения новой специальности были совсем другие. Мне говорили, что стомтологи после переподготовки получали сертификат по общей врачебной практике. Хотя я сам таких не видел. Зато видел ВОПа из психиатра, окулиста, ЛОРа и т.д.
А вот еще достаточно известный пример:

Кудряшов Сергей Владимирович
Закончил Иркутский государственный медицинский институт в 1984 году по специальности гигиена, санитария и эпидемиология.
Сертификат  «Психиатрия», «Психиатрия-наркология».
http://suv-crb.tula-zdrav.ru/сведения-о-медицинской-организации/контакты/администрация/главный-врач/

Так что может быть все.
Ответить Ссылка 0
01.08.2017 11:44
Евгений Колточник, смысл опубликованного блога в подробном разборе конкретной статьи, где описан ответ "федерального ведомства", на примере которого, во избежание путаницы терминов и проведен разбор структуры медицинского образования на сегодняшний день и, разумеется, в РФ.
Может быть, Вы прочитали только название моего сообщения, и недостаточно внимательно "прошлись" по содержанию, поэтому даю пояснения, что темы о том, какое образование в Узбекистане, насколько вообще хорошее мед. образование в других странах и России, как давно появился Приказ МЗ,  какова была структура мед. образования в Советском Союзе, что Вам говорили о стоматологах с "сертификатом по общей врачебной практике" (вероятно перепутав с врачами-стоматологами общей практики), и пр. вопросы утратившего силу законодательства, конечно, очень интересны, но, к сожалению, не имеют отношения к опубликованному мной сообщению.
Ответить Ссылка 0
Евгений Колточник
01.08.2017 11:44
"... проведен разбор структуры медицинского образования на сегодняшний день ...". Если врач получил уже специальность и работает по ней, а, тем более, если еще и имеет большой стаж по этой специальности, то при изменении законодательства для врача ничего не меняется - он может продолжать работать по своей врачебной специальности. Если врач получил сертификат 10 лет назад, то размышлять о том, мог ли бы именно он сейчас, а не 10 лет назад, получить этот сертификат через профпереподготовку, по моему мнению, не имеет никакого смысла.
Ответить Ссылка 0
01.08.2017 15:56
Евгений, ну цели заинтересовать именно Вас у меня не было, я думаю, подобные площадки для того и создаются, чтобы люди, обладающие специальными знаниями делились своими мыслями,  что для кого имеет смысл - каждый может сам разобраться и без Вашей помощи, поэтому возвращаю Вам Вашу шайбу.
Для кого-то моя мысль покажется интересной, для кого-то нет, я не претендую на исчерпывающие знания в области юриспруденции. При этом, некоторые люди комментируя чужие сообщения, могут достаточно мотивировать свою позицию - указать конкретные нормативные источники, рассказать что-то новое, посмотреть на проблему под другим углом - такие сообщения всегда приятно и полезно читать, а кто-то просто может "громко покричать" в комментариях, посотрясать воздух, сославшись на "сарафанное радио" или отсутствие глубокого философского смысла, который автор сообщения с ними не разделяет...
Я думаю, если Вы укажите конкретные нормативные источники, как говорят в определенных ведомствах: "адреса, фамилии, явки", которые бы подтверждали Вашу позицию, может быть приведете какие-нибудь случаи из практики  своей (если таковые имеются) или коллег, конкретно по описанному вопросу, а еще лучше решения органов гос. власти, касаемых описанной ситуации (постановления/определения суда, решения надзорных ведомственных органов по результатам проверок и пр.), разумеется, с соблюдением элементарной этики, то  я буду Вам очень благодарен, и наша дискуссия приобретет уже более организованный и продуктивный характер, может быть даже, не останется бесполезной для чтения другим читателям...
Ответить Ссылка 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.