Градоначальник отметил, что в 2020 году медицинские учреждения заработали 1,2 млрд рублей, что на 60 млн рублей меньше, чем в 2019 году. Финансирование из разных бюджетов не отменяет обязанности крупных больниц и поликлиник самим зарабатывать и эти дополнительные средства помогут улучшить систему здравоохранения в городе. Одна из ниш – медицинские осмотры, которыми активно занимаются частные медицинские организации.
Ростов-на-Дону – одно из немногих муниципальных образований, в котором остались подведомственные муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения. Подобное есть в г. Екатеринбурге.
Предыстория действующих муниципальных больниц и поликлиник такова: федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» вступившем в силу с 1 января 2012 года, организация оказания медицинской помощи передавалась с муниципального на региональный уровень, при этом отдельные муниципальные образования при соответствующем решении органа местного самоуправления могли оставить в своем подчинении медицинские организации.
Вполне понятно, что оставление подведомственных муниципальных больниц и поликлиник требовало наличие соответствующих бюджетов, так как средства обязательного медицинского страхования не закрывали и в ближайшем времени не закроют потребности финансирования осуществления медицинской деятельности.
Данная проблема и была поднята мэром Ростова. Ликвидация (уменьшение) бюджетного дефицита через активизацию приносящей доход деятельности – оказание платных медицинских услуг населению и организациям.
Приведу банальный пример: по территориальным программам гос. гарантий есть плановая очередность к врачу – специалисту (урологу, кардиологу, невропатологу). Сроки ожидания не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию. Между тем, в порядке оказания платных медицинских услуг такой консультативный прием может быть проведен и в день обращения пациента. Правда, возникает вопрос, почему в свое рабочее время невропатолог принимает не только по талончикам (по записи), но и платно.
Порой появляются конфликтные ситуации и даже жалобы граждан в те же органы здравоохранения (как самих оплативших услуги: почему при наличии полиса ОМС я оплатил медицинскую помощь, так и сидевших в очереди: почему врач не принял меня в установленное время, а отдал приоритет оплатившему услугу).
А ответ прост – врач и поликлиника выполняли обязанности зарабатывать деньги на свое содержание и улучшение системы здравоохранения в городе.
Более правомерным способом заработка муниципальных больниц и поликлиник является проведение медицинских осмотров работающего населения. Тут взимание платы закономерно: работодатель вступает в договорные отношения с поликлиникой за их проведение.
Но тут возникают конкурентные отношения в пределах населенного пункта. Частная медицина тоже готова проводить медицинские осмотры, при этом условия у нее, как правило, лучше, да и сама организация (маршрутизация) не заставляет осматриваемых тратить больше времени, чем в муниципальных поликлиниках, где тот же невролог принимает талонных пациентов и между ними вне очереди заходят на прием участники медосмотров. Кроме того, ценообразование в частной медицине более гибкое.
В результате идет отток медосмотров в частную медицину, и чтобы с ней конкурировать, поликлиники открывают специальные отделения.
Но не об этом идет речь, а о том, что муниципальные учреждения здравоохранения созданы не для извлечения прибыли, как частная медицина, а для решения социальных задач (охрана здоровья), но в силу безденежья городского бюджета им ставится задача зарабатывать деньги на свое существование под лозунгом улучшения здравоохранения в городе, причем из уст самого главы муниципального образования.
Может ли главный врач проигнорировать такое указание? Может, но почти со 100% вероятностью в течение недолго времени распрощается со своей должностью. А это ему надо?
Ростовская область является типичным дотационным российским регионом, поэтому в такой ситуации городские медицинские организации "не почувствуют" резкого улучшения финансирования в случае передачи их на региональный уровень.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.