Универсальный солдат медицины закроет потребности практического здравоохранения в некоторых узкоспециализированных кадрах?
14.03.2023 09:00
235
Заголовок в Российской газете.

Сразу подумалось - а это
как - переподготовить фельдшера до уровня врача!
Ну не встречал я подобного ранее, как в статьях по организации здравоохранения, так и в нормативных актах.
Обратимся к оригиналу.
Некоторые извлечения.
Фельдшер всегда был универсальным солдатом медицины. Наша программа повышения квалификации позволит закрыть потребности практического здравоохранения в некоторых узкоспециализированных кадрах, - пояснила инициатор проекта директор Свердловского областного медицинского колледжа Ирина Левина.
В прошлом году, согласно исследованию Head Hunter, врачи были самыми дефицитными специалистами в Свердловской области - 0,5 резюме на одну вакансию.
По данным из открытых источников, потребность больниц региона в специалистах с высшим образованием - не менее 300 ставок. Не в каждой городской и тем более сельской поликлинике есть штатный кардиолог, невролог, лор, онколог. Проблем со средним медперсоналом, к которому относятся фельдшеры, меньше.
Поэтому в регионе решили задействовать этот кадровый резерв. Курс занятий по повышению квалификации рассчитан на 144 часа. Подготовку проводят практикующие врачи. После дополнительного обучения фельдшер получает допуск к врачебной работе и соответствующий документ. |
Мой комментарий
1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает следующее
Отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения,… могут быть возложены на фельдшера,… в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 N 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, … при организации оказания первичной медико-санитарной помощи … отдельных функций лечащего врача» регламентирует возложение на фельдшера отдельных функции следующих врачей - специалистов: терапевта, терапевта-участкового, педиатра, педиатра участкового, общей практики (семейных).
Про иные врачебные специальности (кардиолог, невролог, лор, онколог) в приказе
ничего не говорится.Допуск к отдельным функциям врачей названных специальностей
не требует какой-либо переподготовки фельдшеров. Достаточно приказа главного врача БУЗа с причинами возложения на фельдшера отдельных функций лечащего врача с их перечнем. Все!
2. В Свердловской области инициативный директор Свердловского областного медицинского колледжа Ирина Левина решила Приказ Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 N 252н откорректировать. Региональные власти, судя по всему, с этим согласились.
В моем понимании исходя из смысла публикации за 144 часа повышения квалификации на базе колледжа фельдшер получает допуск к профессиональной врачебной деятельности кардиолога, невролога, лора, онколога, тем самым закрывая потребности свердловского государственного здравоохранения в некоторых узкоспециализированных кадрах (слова не мои, а Ирины Левиной).
Но подобная 144 - часовая переквалификация фельдшера во врача-специалиста
противоречит действующему законодательству!3. Что не противоречит действующему законодательству?
Оплата из средств регионального бюджета (или за счет БУЗов, что сомнительно, а уже тем более из личных средства фельдшеров) 😊 Свердловскому областному медицинскому колледжу за 330 фельдшеров, отучившихся по дополнительным образовательным программам среднего медицинского персонала. Колледж получил дополнительное финансирование!
А фельдшеры стали обладателями некого документа о прохождении дополнительных образовательных программ среднего медицинского персонала, но на его основе главный врач БУЗа не может (не должен, не обязан) изменить приказ в части расширения перечня функций фельдшера, применительно к функциям кардиолога, невролога, лора, онколога.
4. По сути, правильная информация в Российской газете должна быть только о том, что
330 фельдшеров прошли обучение по дополнительным образовательным программам среднего медицинского персонала. Никого допуска к врачебной работе, а лишь к отдельным функциям врачей: терапевта, терапевта-участкового, педиатра, педиатра участкового, общей практики (семейного врача).
5. «Свердловская образовательная инициатива» - "уникальная" попытка региональных властей хоть как-то сократить дефицит первичного звена здравоохранения!
Поскольку они не в состоянии региональными мерами поддержки стимулировать приток врачей в БУЗы, то применяются "уникальные" обходные маневры: фельдшер с доп. подготовкой по вопросам кардиологии, неврологии, онкологии, оториноларингологии все же лучше, чем полное отсутствие в БУЗе кардиолога, невролога, лора, онколога, не так ли?😊