Региональные программы поддержки медиков: реальность или популизм?
29.04.2025 03:00
96
Медицинские специалисты нуждаются в большей поддержке со стороны региональных властей, это поможет решить проблему с дефицитом кадров. Таким мнением поделился с журналистами первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев после осмотра федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске.

В пример он привел Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалин, Архангельскую область, Якутию. "Есть программы именно региональные, которые очень хорошо работают. Татарстан - по умолчанию. Но даже и там говорят, что просто выдать квартиру иногда уже недостаточно. Врач хочет развития, врач хочет развиваться в профессии, увидеть что-то новое, он хочет, чтобы его дети ходили в хорошую школу, чтобы его супруга могла посетить театр или музей какой-то. <...> Не просто [нужно] дать врачу кабинет и работу, нужно, чтобы у него социум был", - добавил Башанкаев. |
МОЙ КОММЕНТАРИЙБольшая поддержка региональных властей напрямую зависит от
бюджетных возможностей конкретного субъекта Федерации.
В условиях, когда около 70% регионов являются дотационными, вопрос финансирования социальных программ для медицинских работников становится особенно острым. Даже при наличии федеральной поддержки, региональным властям приходится решать сложные задачи перераспределения ресурсов. Особенно это касается территорий с низкой экономической активностью и высокой долей расходов на социальные обязательства.
В текущих геополитических условиях приоритеты бюджетного финансирования существенно изменились.
Поддержка участников специальной военной операции и их семей п
отребовала значительных дополнительных расходов. Это привело к пересмотру многих социальных программ, в том числе касающихся здравоохранения. Региональные власти вынуждены оптимизировать расходы, что не всегда позволяет реализовать масштабные программы поддержки медицинских кадров.
Кроме того, необходимо учитывать демографическую ситуацию в регионах. В дотационных территориях наблюдается отток населения, в том числе молодежи и специалистов, что создает дополнительное давление на систему здравоохранения.
Заявления Башанкаева о необходимости создания полноценного социума для медицинских работников представляют собой
правильный, но трудновыполнимый подход.
Действительно, современные специалисты нуждаются не только в материальных благах, но и в развитии профессиональной среды, культурно-образовательной инфраструктуре, возможностях для карьерного роста. Однако ключевой вопрос остается без ответа:
где взять средства для реализации этих амбициозных планов?
В большинстве регионов уже сейчас наблюдаются серьезные проблемы с финансированием базовых медицинских услуг. Увеличение расходов на дополнительные меры поддержки приведет к дисбалансу в системе здравоохранения. Создание полноценной социальной среды требует комплексного подхода и значительных инвестиций, которые многие регионы просто не в состоянии обеспечить.
Особенно показательна ситуация с жилищным обеспечением медиков. Даже в тех регионах, где предоставляются служебные квартиры или компенсации на их приобретение, часто возникают проблемы с качеством жилья или его расположением. Программы ипотечного кредитования тоже не всегда доступны для медицинских работников, особенно молодых специалистов.
Пример Ханты-Мансийского автономного округа действительно демонстрирует возможности успешной реализации программ поддержки медицинских кадров. Высокая бюджетная обеспеченность региона, связанная с доходами от нефтегазового сектора, позволяет создавать комфортные условия для работы и жизни врачей. Здесь можно говорить о реально работающей модели привлечения и закрепления медицинских кадров.
Небольшое население региона (около 1,6 млн человек) позволяет более эффективно распределять ресурсы и контролировать реализацию программ поддержки. Медики получают не только жилье, но и комплексную социальную поддержку, включая образовательные программы, возможности для повышения квалификации и профессионального развития.
Однако важно понимать, что опыт ХМАО
сложно тиражировать на другие регионы. Высокая концентрация ресурсов и относительно небольшое количество получателей поддержки создают уникальные условия, которых нет в других субъектах Федерации. При этом даже здесь возникают вопросы о долгосрочной эффективности существующих программ и их способности удовлетворять растущие потребности медицинских работников.
Альтернативным решением дефицита медицинских кадров может стать технологическое обновление системы здравоохранения. Внедрение современных медицинских изделий с элементами искусственного интеллекта способно частично заменить человеческий фактор в диагностике и лечении. Фельдшеры и средний медицинский персонал, оснащенные современным оборудованием, могли бы взять на себя часть функций врачей в удаленных районах.
Федеральное финансирование такого перехода позволило бы снизать зависимость от наличия высококвалифицированных кадров в каждом населенном пункте. Телемедицина, автоматизированные системы диагностики, современные лабораторные комплексы - все это может стать
реальной альтернативой попыткам привлечь врачей в удаленные районы.
При этом важно понимать, что технологическое решение
не отменяет необходимости поддержки имеющихся медицинских кадров. Однако оно может стать временной мерой, позволяющей обеспечить доступность медицинской помощи в условиях кадрового дефицита. Ключевым фактором успеха остается готовность федерального центра инвестировать в модернизацию первичного звена здравоохранения.
Такой подход позволил бы оптимизировать расходы и сосредоточить ресурсы на тех направлениях, где человеческий фактор остается незаменимым, одновременно обеспечивая базовый уровень медицинской помощи во всех населенных пунктах.