Онкологический диспансер теряет до 100 млн рублей в год из-за нарушений, выявленных страховыми компаниями. Это правильный подход?
20.09.2023 00:00
230
Эти данные были озвучены на форуме «Ради жизни» главным врачом онкологического диспансера Ставропольского края и главный внештатный онколог региона Константином Хурцевым.
В публикации VADEMECUM за 12 сентября приведены данные ФФОМС за семь месяцев текущего года.
Их озвучила директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Екатерина Каракулина.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
Большинство регионов, имеют средний либо высокий процент нарушений в сегменте лечения онкозаболеваний и – отдельно – проведения химиотерапии. В среднем по стране 5,4% случаев лекарственной терапии оказывались по ОМС с нарушениями, по всем типам медпомощи – 7,6% случаев.
Среди регионов, где зафиксирован высокий процент дефектов лечения либо отдельно химиотерапии, на Дальнем Востоке – Камчатский, Хабаровский края, Сахалинская область, в Поволжье и Центральной части России – Брянская, Орловская, Ивановская, Владимирская, Рязанская области, в южной части страны – Ставропольский край, Республика Северная Осетия – Алания, Крым и Севастополь.
На статистику Екатерины Каракулиной из зала ответил главный врач онкологического диспансера Ставропольского края и главный внештатный онколог региона Константин Хурцев. По его данным, диспансер теряет до 100 млн рублей в год из-за нарушений, выявленных страховыми компаниями По данным страховщиков, заявил он, количество дефектов за последние годы многократно выросло, а фактически такой картины не видят ни медики, ни сами пациенты. Средства, вырученные страховыми медицинскими организациями на санкциях можно было бы потратить на «тысячи» посещений, «сотни» случаев оказания медпомощи.
Хурцев предложил, как и по другим нозологиям, проверять только часть счетов, тем самым снизив и так высокую нагрузку на врачей-онкологов и медперсонал. Кроме того, главврач сообщил, что диспансер борется с выставленными санкциями в суде.
В картотеке четыре иска, принятых в 2023 году Арбитражным судом Ставропольского края от медучреждения к местному территориальному фонду ОМС.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ1. Онкологическая помощь высокозатратна, тарифы на неё в ОМС существенно выше, чем по другим заболеваниям, поэтому обозначенная цифра в 100 млн рублей обоснована и существенна.
2. Онкология - один из приоритетов контроля в системе ОМС, вызванного реализацией федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». СМО проверяют БУЗы в рамках действующего законодательства и применяют штрафы за выявленные нарушения.
Коды нарушений и санкций установлены как федеральным законодательством, так и тарифными соглашениями в системе ОМС, принятыми в регионах. Если СМО не выявит нарушение при его наличии, то в рамках контрольных функций ТФОМС применят штрафные санкции к самой СМО.
Я излагаю это для того, чтобы обозначить – вектор (направленность) СМО на выявление нарушений задан не ими, а государством через регулирование отношений.
Правда имеет место и частный интерес - 25% сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, становятся собственными средствами страховой компании (в приведенном примере 25% от 100 млн рублей составят 25 млн рублей, остаток 100 млн рублей – 25 млн = 75 млн рублей останется в системе ОМС).
3. Как отметил К. Хурцев, фактических нарушений
не видят ни медики, ни сами пациенты.Я бы отнес их к нарушениям, не повлиявшим на состояние здоровья застрахованного лица, но имевшим место быть
из-за значимого массива требований, которые должны быть соблюдены при осуществлении медицинской деятельности (оказании онкологической помощи).
Недополучение БУЗом 100 млн рублей – это реальный
факт снижения доступности медицинской помощи, характеристик её надлежащего качества и безопасности для конкретных пациентов.Кто-то в федеральных верхах (МЗ РФ, ФФОМС) анализировал, что
лучше (эффективнее) для пациента (застрахованного лица в системе ОМС, он – её центровая фигура/выгодоприобретатель) –
выявить нарушения СМО и изъять у онкодиспансера 100 млн рублей, тем самым уменьшив «тысячи» посещений или «сотни» случаев оказания медпомощи, или
положиться на внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, существующий в онкодиспансере как одно из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности?
Анализ подобных стратегически важных вопросов должен быть насущной потребностью государства, не так ли? А она просматривается у федеральных верхов (МЗ РФ, ФФОМС)?