По многим СМИ прошла информация

Из нее вытекает, что что имеющийся дефицит врачей в БУЗ в текущем году будет сокращен
на 95%. (!).
Подобные сообщения вызвали широкий резонанс как среди профессионального медицинского сообщества, так и среди пациентов, поскольку подобная цифра выглядела чрезмерно амбициозной, если не сказать — маловероятной.
Однако, при более детальном изучении источников информации становится очевидным, что журналисты, освещавшие данное заявление, допустили существенные неточности, связанные с неправильной интерпретацией данных официальной презентации министра здравоохранения Михаила Мурашко.
Что на самом деле заявил Минздрав
Согласно данным, представленным в ходе расширенного заседания коллегии Минздрава России от 16 мая 2025 года, в презентации министра говорится следующее:
"На 95% [к концу 2030 года] снижение дефицита врачей в государственных медицинских организациях субъектов Российской Федерации".
Также указано, что согласно паспорту федерального проекта «Медицинские кадры», предусматривается:
К 2025 году — снизить дефицит врачей до уровня 95% от базового дефицита, зафиксированного на начало 2025 года.
К 2030 году — дальнейшее снижение этого показателя до 5% от исходного уровня.
Таким образом, реальная цель — это
постепенное уменьшение дефицита кадров за шесть лет, начиная с 2025 года, а не его почти полная ликвидация в ближайший год.
Юридический взгляд на формулировкиС точки зрения юриста, особенно специалиста в сфере здравоохранения или административного права, важно понимать значение терминов «базовый дефицит» и «уровень обеспечения кадрами».
Фраза «снижение дефицита врачей до 95% от базового уровня» означает, что реальный дефицит будет сокращён всего на 5% к концу 2025 года. Это — относительный показатель, а не абсолютный, как пытались представить некоторые СМИ.
Такая терминологическая путаница привела к юридически некорректной трактовке нормативных документов.
Почему возникла путаница?Анализируя причины ошибочной информации, можно выделить несколько ключевых факторов:
1. Некомпетентность журналистов в вопросах государственного управления и системы здравоохранения.
2. Шаблонное перепечатывание новостей без проверки оригинальных источников (пресс-релизов, презентаций, официальных комментариев).
3. Использование провокационных заголовков, направленных на привлечение внимания, но не на достоверную информацию.
Подобные ситуации не только формируют неправильное общественное мнение, но и могут повлиять на принятие решений со стороны региональных органов власти, руководителей БУЗ и даже студентов-медиков, выбирающих профессию.
Заключение юристаС точки зрения законодательства, любые прогнозные показатели, закладываемые в национальные проекты, должны быть четко сформулированы и сопровождаться методическими указаниями по их расчету. Некорректное отражение таких целей в СМИ может создать иллюзию эффективности, тогда как реальные меры требуют времени, ресурсов и системного подхода.
Также важно отметить, что министр Михаил Мурашко действительно предложил ряд мер, направленных на решение кадрового кризиса в здравоохранении:
- запрет на полностью дистанционное обучение по медицинским специальностям;
- усиление практики с первого курса;
- обязательная отработка выпускников по целевому направлению;
- увеличение контрольных цифр приема в медвузы.
Однако эти изменения начнут давать эффект не ранее чем через 5–7 лет, то есть после окончания студентами вузов и ординатуры.
РекомендацииЖурналистам следует
внимательнее подходить к освещению тем, связанных с государственной политикой, особенно в такой чувствительной сфере, как здравоохранение.
Чиновникам необходимо более доступно и однозначно формулировать цели национальных проектов, чтобы избежать
двусмысленности.
Обществу важно сохранять
критическое отношение к информации, особенно когда речь идет о будущем системы здравоохранения и доступности медицинской помощи.