В 2024 году в Ростовской области ситуация с выявлением онкологических заболеваний на этапе диспансеризации вызвала серьезную обеспокоенность.
По информации заместителя директора территориального фонда ОМС Дмитрия Евдокимова, план по стимулирующим выплатам медикам за выявление онкопатологии был выполнен всего на 6,5%. Федеральное финансирование составило 1,1 млн рублей, однако реально было направлено медучреждениям менее 53 тысяч. Причиной такого несоответствия стало отсутствие желания со стороны медицинских организаций оформлять документы на выявленные случаи из-за бюрократической сложности и малого размера вознаграждения (около 1 тыс. руб. за один случай). Главные врачи прямо указывали, что «головной боли много», а экономическая выгода минимальна.
Однако совсем иная картина наблюдается в соседнем регионе — на Ставрополье.
С начала 2025 года там зафиксирован значительный рост эффективности диспансеризации. Было выявлено более 3 тысяч признаков онкологических заболеваний — это в 8 раз больше, чем в аналогичный период 2024 года. Окончательные диагнозы установлены уже в 183 случаях, тогда как годом ранее их число составляло лишь 7. Такие результаты достигнуты благодаря реализации регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».
Кроме того, на стимулирующие выплаты медработникам в этом году выделено более 1,5 млн рублей, что свидетельствует о повышении внимания региональных властей к вопросу материальной мотивации персонала. Важно отметить, что увеличение объема финансирования не стало единственным фактором роста выявляемости. Очевидно, были предприняты меры организационного характера, позволившие значительно повысить вовлеченность медиков в работу по раннему выявлению онкологии.
Как юрист, специализирующийся на медицинском праве, я могу предположить, что ключевую роль сыграло именно управление на уровне регионального Минздрава.
Вероятно, были приняты внутренние распорядительные документы, направленные на усиление контроля за выполнением нормативов диспансеризации, повышение ответственности главных врачей и внедрение четких механизмов отчетности. Возможно, также была проведена работа по информированию медперсонала о важности раннего выявления онкологических заболеваний с точки зрения не только общественного здоровья, но и возможной юридической ответственности.
Действительно, в законодательстве РФ предусмотрены нормы, согласно которым врач может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, включая пропуск онкологического диагноза.
Кроме того, гражданское законодательство позволяет пациентам требовать компенсации ущерба через суд, если доказано, что врач допустил ошибку в диагностике или лечение назначено с опозданием.
На практике такие иски удовлетворяются повсеместно, поскольку законодательство на стороне пациентов.
Таким образом, без четкой организационной политики и жесткого внутрибольничного контроля добиться реальных изменений крайне сложно.
Что же изменилось на Ставрополье (мои предположения)?
Во-первых, можно сделать вывод, что региональное министерство здравоохранения сумело установить обратную связь между финансированием, выполнением плановых показателей и профессиональной ответственностью работников.
Во-вторых, вероятно, были скорректированы локальные нормативные акты, касающиеся порядка заполнения направлений, учета случаев онкопатологии и начисления стимулирующих выплат. Это позволило снизить административное бремя на врачей и одновременно повысить их заинтересованность в работе.
В-третьих, нельзя исключать и то, что была проведена разъяснительная работа с главными врачами, направленная на формирование понимания, что отсутствие должной диагностики может повлечь не только дисциплинарные взыскания, но и юридические последствия. Именно такой комплексный подход, сочетающий административные, финансовые и правовые меры, мог стать основой для столь заметного роста выявляемости онкологических заболеваний.
Возвращаясь к ситуации в Ростовской области, становится очевидным, что проблема не в отсутствии средств или федеральной поддержки, а в организации процесса на региональном уровне. Если Ставропольский край смог за год достичь многократного роста эффективности, значит, существующие барьеры преодолимы.
Для этого необходимо:
Упрощение процедур оформления диагнозов;
Повышение уровня ответственности медицинских работников;
Усиление контроля со стороны регионального Минздрава;
Образовательная работа среди медперсонала по вопросам правовой ответственности.
В конечном итоге, успешная борьба с онкологическими заболеваниями зависит не только от технологий и оборудования, но и от того, насколько грамотно организована система управления здравоохранением.
Случай со Ставропольем наглядно демонстрирует, что даже при наличии общих проблем, таких как бюрократизация и недостаточная мотивация, можно достичь значительных результатов, если правильно расставить приоритеты и действовать решительно.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.