Появилась новая информация про деятельность Андрея Наркевича.
Оказалось, что с его участием в Махачкале прошло совещание Минздрава России и Профсоюза работников здравоохранения, посвящённое вопросам социального партнёрства и регулирования оплаты труда.
Ранее подобные встречи уже состоялись на Дальнем Востоке и в Северо-Западном регионе страны.
В работе мероприятия приняли участие более 50 человек: представители региональных министерств здравоохранения, организаций Профсоюза, а также главные врачи медицинских учреждений Дагестана. Особое внимание было уделено выступлению директора департамента медобразования и кадровой политики Минздрава РФ Артёма Наркевича.
"Как лечить болезнь, не зная диагноза?" — проблема кадрового дефицита в здравоохранении
Артём Наркевич сделал акцент на том, что вопрос оплаты труда медицинских работников требует «холодного профессионального расчёта», а не популистских решений.
Он подчеркнул: нельзя говорить о финансировании без чёткого понимания реальной потребности системы в кадрах. По его словам, пока неизвестно, сколько врачей необходимо в каждом конкретном регионе, невозможно рассчитать объём средств, необходимый для обеспечения достойной заработной платы.
Это утверждение вызывает недоумение. Как можно в эпоху цифровизации, когда каждый пациент может записаться на приём онлайн, а статистика собирается автоматически, говорить о том, что нет данных о количестве нужных специалистов?
Получается, государство хочет пересмотреть зарплаты медиков, но не знает, сколько их должно быть в поликлиниках и больницах. Это всё равно что выписывать рецепт на лекарственное средство без данных обследования.
Пилотные регионы: Липецкая область, Курганская область и Якутия — где они сейчас?
Наркевич также напомнил, что установление окладов находится в компетенции субъектов РФ. Значит, задача центральных органов власти — создать единые понятные подходы, учитывающие как интересы работодателей и сотрудников, так и специфику каждого региона.
Исходя из информации А. Наркевича об отсутствии чёткого понимания реальной потребности системы в кадрах, в трёх пилотных регионах (Липецкая область, Курганская область и Республика Саха) определены ли точные данные о кадровом дефиците и объёме финансирования. Если нет, то о какой реализации проекта может идти речь?
Если мы не можем показать пример хотя бы в нескольких областях, значит, мы ещё не готовы к масштабным изменениям. Как гласит старая мудрость: «Тише едешь — дальше будешь». Но если вообще не двигаться — никуда не попадёшь.
Где прописано? Или почему закон молчит, а бюрократия говорит
На совещании отмечалось, что между Минздравом и Профсоюзом выстроено конструктивное партнёрство, позволяющее открыто обсуждать даже самые острые темы. Однако общественность до сих пор не имеет доступа к документам, которые могут лечь в основу новой системы оплаты труда.
Согласно принципу публичности законотворческой деятельности исполнительной власти, все проекты нормативных правовых актов должны быть доступны для обсуждения на официальном портале regulation.gov.ru.
Это позволяет экспертам, медработникам и гражданам оценить предлагаемые меры на соответствие принципам социальной справедливости.
Но до сих пор ни одного документа, регулирующего механизм начисления окладов, порядок стимулирующих выплат и учёт региональных особенностей, опубликовано не было.
А без этого возникают сомнения: реально ли запустить пилотный проект со второго полугодия 2025 года?
Вывод:
Реформирование оплаты труда медиков — дело благородное, но требующее строгого соблюдения процедур, прозрачности и участия всех сторон. Без чётких данных, публичного обсуждения и проверенных пилотных моделей любые инициативы рискуют остаться на уровне обещаний. А как известно: «Не в слове сила, а в деле».
Что дальше? Шаги к реальным изменениям
Для того чтобы пилотный проект действительно заработал, Минздраву необходимо:
- Опубликовать проекты документов, касающихся новых методик расчёта зарплат.
- Обеспечить доступность информации о кадровых потребностях в пилотных регионах.
- Включить в процесс обсуждения не только чиновников, но и самих медработников.
- Учесть региональные особенности, ведь условия работы в Якутии и в Липецкой области сильно различаются.
Совещание в Махачкале — шаг в верном направлении. Оно доказывает, что диалог возможен. Но чтобы он не стал лишь формальностью, нужны конкретные действия, поддержанные правовой базой, общественным доверием и даже научным подходом.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.