Минздрав России официально выступил с предложением, которое давно обсуждалось в профессиональной среде: выпускникам медицинских и фармацевтических вузов, обучавшимся за счет бюджета, будет необходимо отработать не менее трех лет в государственных учреждениях здравоохранения.

Это нововведение призвано решить две ключевые проблемы — дефицит квалифицированных кадров в системе государственного здравоохранения и недостаточный уровень практической подготовки молодых специалистов. Вместо возможности свободного выбора места работы или компенсации затрат государства на обучение, теперь выпускников ждет обязательная практика под руководством наставников. Без прохождения этого этапа они не смогут пройти повторную аккредитацию и продолжить карьеру в профессии.
Это решение вызывает у меня вопросы. Какие?
Ведь если государство не смогло мотивировать будущих врачей работать в бюджетной сфере через создание достойных условий труда, то теперь оно делает ставку на административные ограничения. Иными словами, вместо того чтобы привлечь молодёжь в госздравохранение зарплатами, социальными гарантиями и перспективами роста, оно говорит: «Если не отработаешь три года — не допустим до дальнейшей практики». Такое давление может восприниматься как крайняя мера.
Конечно, законопроект был разработан не в одиночку. За этим стоит целый пул экспертов, включая юристов, чиновников и представителей системы здравоохранения.
Скорее всего, документ получит поддержку Госдумы, ведь он направлен на решение реальной проблемы — нехватки врачей в государственных клиниках. Однако стоит задаться вопросом: а поможет ли это на деле?
Дело в том, что принудительный трудовой контракт, пусть даже замаскированный под аккредитационный процесс, породит новые сложности.
Молодые врачи, чувствуя себя связанными, могут потерять интерес к профессии.
Кто-то согласится просто формально отработать положенные три года, без особого энтузиазма. А ведь именно в этот период закладывается основа всей врачебной карьеры. Если первые годы пройдут без должной мотивации, то и качество последующего труда может оказаться невысоким.
Более того, такое давление оттолкнет от профессии тех, кто ещё не окончательно решил для себя, быть ли ему врачом. Сейчас есть определённая свобода выбора, которая позволяет человеку понять, подходит ли ему эта непростая работа.
Но если после шести лет обучения ты обязан три года отработать в госучреждении, где условия труда зачастую далеки от идеальных, это может стать причиной досрочного ухода из профессии.
С другой стороны, нельзя не признать, что система действительно нуждается в кадрах. По данным Минздрава, ежегодно около 35% выпускников с высшим образованием и 40% со средним медицинским специальным предпочитают работать в частном секторе.
Дефицит врачей в системе государственного здравоохранения составляет около 29 тысяч человек, а среднего медперсонала — более 63 тысяч. Это колоссальный разрыв, который влияет на качество и доступность медицинской помощи населению.
Особенно остро ситуация стоит в сельских и удалённых районах.
В этой связи инициатива Минздрава выглядит логичным шагом, хотя и спорным с точки зрения прав человека и свободы выбора профессии. Однако, как отметила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, студент, получающий образование за счёт бюджета, уже заключает своего рода сделку с государством.
И если целевики, которых направляют на учёбу конкретные региональные организации, обязаны вернуться и отработать положенные годы, то почему бы не распространить аналогичную практику и на всех бюджетников?
Такой подход уже действует в Беларуси и Казахстане. Например, в Беларуси молодые врачи после окончания вуза распределяются на работу сроком от двух до трёх лет, а затем могут поступить в ординатуру на льготных условиях — с обязательством отработать еще пять лет в государственной системе. Эта модель работает, и, судя по всему, достаточно эффективно.
Однако важно помнить, что административное регулирование — лишь временная мера. Чтобы проблема не вернулась через несколько лет, нужно параллельно работать над тем, чтобы сделать государственную медицину более привлекательной.
Повышение зарплат, обеспечение нормального оборудования, развитие карьерных возможностей, улучшение условий труда — всё это должно стать частью стратегии развития здравоохранения. Иначе получается, что мы просто «залатали дыру», но не решили корневую проблему.
Пока же законопроект готов к реализации. Он, скорее всего, будет принят, поскольку соответствует текущим политическим и социальным установкам. Но здесь важно не забыть: реализация закона — задача не менее сложная, чем его принятие.
И если государство хочет, чтобы молодые врачи действительно остались в профессии, оно должно показать им, что их работа важна, ценна и по-настоящему нужна обществу.