Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram
Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий

Пилот новой системы оплаты труда медработников: расчеты есть, денег — нет?

16.10.2025 09:50 Комментариев: 0 16
Министерство здравоохранения Российской Федерации продолжает активную работу над пилотным проектом по внедрению единой отраслевой системы оплаты труда медицинских работников.

2.jpg

Как заявил 8 октября на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья министр Михаил Мурашко, этот процесс ведётся «фактически в ежедневном режиме», а к 2026 году планируется завершить пилот и представить окончательную модель.

Однако, несмотря на готовность расчётных материалов и декларируемую системность, возникает принципиальный вопрос: где взять финансирование, если в проекте федерального бюджета на трёхлетний период дополнительные средства на эти цели не предусмотрены?

1 блог.jpg

Этот вопрос не просто риторический — он лежит в основе всей реализуемости реформы.

Куринный.jpg

Депутат Алексей Куринный прямо указал на противоречие: с одной стороны, заявлены амбициозные планы по модернизации системы оплаты труда, с другой — доля расходов на здравоохранение в ВВП снижается, а в бюджете нет ресурсов для поддержки пилота. В таких условиях любые «расчёты» Минздрава рискуют остаться на бумаге, не обретя практической реализации.

Где деньги, Минздрав?

Министр Мурашко утверждает, что «в прогнозировании в расчетной части в формате новой системы фактически он выполнен». Это означает, что техническая и методологическая база пилота готова. Однако готовность расчётов — это лишь один из компонентов реализации. Без финансового обеспечения даже самая продуманная модель остаётся абстракцией.

Вопрос, откуда возьмутся средства на пилот в 2025 году, остаётся открытым. Федеральный бюджет, как следует из выступления Куринного, не предусматривает дополнительных ассигнований.

При этом Минздрав ранее ожидал от регионов финансовых расчётов по моделированию затрат — шаг, который предполагает наличие хотя бы ориентировочного объёма необходимого финансирования. Но если центр не выделяет деньги, а регионы не могут компенсировать федеральный дефицит из-за собственных бюджетных ограничений, то пилот в текущем виде оказывается под угрозой срыва.

Сценарий переноса: реалистичный прогноз

Учитывая сложившуюся ситуацию, нельзя исключать принятие Постановления Правительства РФ о переносе запуска пилотного проекта на 2026 год. Такой шаг был бы логичным с точки зрения бюджетного планирования: если в 2025 году нет ресурсов, то логично перенести реализацию на период, когда финансирование может быть заложено в бюджетный процесс.

Однако и в этом случае возникает вопрос: откуда возьмутся деньги в 2026 году? Один из возможных источников — средства обязательного медицинского страхования (ОМС). В последние годы наблюдается тенденция к использованию фонда ОМС не только на обеспечение медицинской помощи, но и на кадровые и управленческие задачи. Теоретически, часть средств ОМС может быть перераспределена на цели пилота, особенно если он будет оформлен как часть нацпроекта или признан приоритетным направлением развития здравоохранения.

Тем не менее, такой подход вызывает юридические и экономические риски. Средства ОМС предназначены для обеспечения гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи , и их перераспределение на оплату труда может нарушить баланс системы. Более того, это может привести к сокращению объёма доступных медицинских услуг — парадоксальный итог для проекта, заявленного как «развитие».

Перераспределение внутри ФОТ: иллюзия реформы?

Депутаты уже предупредили: при отсутствии дополнительного финансирования пилот сводится к внутреннему перераспределению компонентов зарплаты — оклада и стимулирующих выплат — в рамках существующего фонда оплаты труда. Это не реформа, а формальная систематизация уже действующих механизмов. Такой подход не только не увеличивает реальные доходы медработников, но и создаёт риски для стабильности трудовых отношений.

С юридической точки зрения, подобные изменения могут нарушать положения Трудового кодекса РФ, если они приводят к снижению гарантированной части заработной платы без согласия работников. Кроме того, отсутствие роста реальных доходов делает невозможным достижение «майских указов» Президента, в частности — целевых показателей по уровню оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала.

Вывод: ориентир — майские указы, а не пилот без бюджета


Итог очевиден: Минздрав подготовил расчёты, но запуск пилота тормозится отсутствием финансирования. Между заявленными целями и реальными возможностями бюджета существует прямая причинно-следственная связь. Без выделения дополнительных средств реформа не состоится — ни в 2025, ни в 2026 году, если не будет найден устойчивый источник финансирования.

70 на 30 зарплата в образовании, а для врачей?

Поэтому медицинским организациям и работникам здравоохранения сегодня следует ориентироваться не на гипотетический пилот, а на действующие обязательства государства — в первую очередь, на «майские указы» Президента Владимира Путина. Именно они формируют правовую и экономическую основу для оценки уровня оплаты труда в отрасли. Именно их выполнение должно быть приоритетом как для регионов, так и для федерального центра.

Пока же пилот остаётся инструментом будущего — при условии, что это будущее будет обеспечено не только расчётами, но и реальными деньгами. До тех пор любые обсуждения новой системы оплаты труда будут оставаться в сфере деклараций, не имеющих практического значения для миллионов медицинских работников, чьи зарплаты зависят не от графиков Минздрава, а от строк в бюджете.
Просмотров: 16 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.