Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков на очередном оперативном совещании дал чёткий сигнал: в регионе нужно не просто закрыть кадровые вакансии, а выйти на «кадровый профицит» — то есть иметь больше квалифицированных специалистов, чем требуется, чтобы можно было выбирать лучших. «Только это действительно повышает качество оказания услуг», — заявил он, подчеркнув, что в идеале между медицинскими работниками должна быть конкуренция.

По данным министра здравоохранения Андрея Иконникова, сегодня в регионе не хватает 136 врачей в стационарах и 86 — в амбулаторных учреждениях, а по специальности «сестринское дело» дефицит составляет 154 человека. Ещё 79 позиций требуют краткосрочной переподготовки, которую планируется организовать через колледжи с привлечением студентов старших курсов. Губернатор также поручил провести аудит по всем 19 муниципалитетам, чтобы оценить реальную картину.
На первый взгляд — план амбициозный, но логичный. Однако, как говорится, «не всё то золото, что блестит». Когда речь заходит о реальных механизмах привлечения и удержания кадров в системе здравоохранения, особенно в условиях региона, который находится в прифронтовой зоне и испытывает постоянные нагрузки на медицинские учреждения, красивые слова быстро сталкиваются с суровой реальностью.
Как юрист, специализирующийся на медицинском праве, я могу с уверенностью сказать: кадровый профицит не создаётся по поручению сверху — он формируется системой, а не указом.
Он возникает тогда, когда выполнение трудовой функции становится действительно выгодным и привлекательным. А это возможно только при наличии трёх ключевых факторов: конкурентной заработной платы, комфортных условий труда и социальных льгот, таких как компенсация жилья, оплата коммунальных услуг, сокращённый стаж для выхода на пенсию или гарантии трудоустройства для членов семьи. Без этих инструментов любые призывы к «выбору лучших» превращаются в пустую риторику.
А где всё это в Белгородской области?Где чёткий механизм, который позволит привлечь молодого специалиста из другого региона, предложить ему не просто работу, а полноценную жизнь? Где прозрачная система стимулирования, а не обещания, которые «вступят в силу с октября», как это уже не раз происходило в других регионах?
Пока таких механизмов не видно. Есть только поручение. А как его выполнить — вопрос, на который, судя по всему, аппарат губернатора не дал ответа.
Вот уже который год в российском здравоохранении звучат одни и те же лозунги: «повышение престижа профессии», «выбор лучших», «конкуренция между специалистами». Но никто не задаётся вопросом: а зачем молодому врачу ехать в Белгород, если в том же Краснодаре или в Татарстане ему предложат жильё, подъёмные, оплату переезда и зарплату в полтора-два раза выше?
Почему он должен соглашаться на 60 тысяч рублей в месяц, если в частной клинике в Москве или Санкт-Петербурге за ту же нагрузку платят 120–150 тысяч?
Кадровый профицит — это не когда в больнице сидят два фельдшера вместо одного, а когда на одну вакансию претендуют десять человек. Это когда медицинский колледж не может принять всех желающих, потому что конкурс — 5 человек на место.
Это когда главврач может отказать кандидату, даже если он имеет высшую категорию, потому что есть ещё пять таких же, но с более высокой мотивацией. Но чтобы это произошло, нужно не просто объявить о цели — нужно создать инфраструктуру для её достижения.
А сейчас, судя по всему, региональный Минздрав получает задачу: «сделайте профицит», но не получает ни ресурсов, ни инструментов. Как закрыть 222 вакансии? Через целевое обучение? Да, это путь. Но целевики учатся три-четыре года. А что делать сегодня, когда в поликлинике нет терапевта, а в роддоме — акушерки? Как обеспечить приграничные территории, где каждое рабочее место — на счету?
Кроме того, не стоит забывать и о другом аспекте: выгорание. Даже если сегодня удастся привлечь кадры, завтра они могут уйти. Почему? Потому что 12-часовые смены, отсутствие нормального отдыха, давление со стороны руководства и пациентов, низкая мотивация — всё это разрушает профессионала.
Без комплексного подхода — без нормального финансирования, без реформы системы оплаты труда, без поддержки на федеральном уровне — любые региональные инициативы будут хромать. Одно поручение губернатора не заменит системной политики. Нельзя «поручить» создать конкурентную среду, если сама система построена на дефиците и выживании.
Вывод прост: чтобы был профицит, нужно, чтобы работа в белгородской медицине была выгодной, безопасной и престижной. А пока это не так, все заявления о «выборе лучших» будут звучать как звон пустого колокола. И тогда получится, как в той поговорке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» — с красивыми отчётами и пустыми кабинетами.