ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2021 г. N 3980-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения.
2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования обеспечить реализацию стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 г. N 3980-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
большие данные;
управление показателями достижения национальных целей в режиме инцидент-менеджмента.
Указанные технологии будут применены для информационного сопровождения граждан и контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, для организации процессов управления в сфере здравоохранения на основе результатов обработки медицинских данных в электронной форме и перехода к электронному документообороту в сфере здравоохранения Российской Федерации, цифровизации процессов планирования и управления в сфере здравоохранения Российской Федерации при условии обеспечения защиты персональных данных граждан.
В рамках реализации стратегического направления будет осуществлена реализация следующих 2 ключевых проектов:
"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения";
"Медицинские платформенные решения федерального уровня".
В результате реализации проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
увеличение охвата населения, у которого медицинская информация хранится в электронном структурированном виде и доступна для пациента и его лечащего врача вне зависимости от медицинской организации субъекта Российской Федерации, в которой оказывается медицинская помощь;
обеспечение медицинскими организациями доступа для граждан к электронным медицинским документам посредством личного кабинета пациента "Мое здоровье" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
обеспечение механизма взаимодействия медицинских организаций за счет создания и развития подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - единая система), формирующих единый цифровой контур здравоохранения;
внедрение в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинских информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами единой системы;
использование медицинскими организациями частной системы здравоохранения медицинских информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами единой системы;
обеспечение информационного взаимодействия автоматизированной информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения с единой системой;
обеспечение создания и эксплуатации единой ведомственной медицинской информационно-аналитической системы Федерального медико-биологического агентства;
обеспечение эксплуатации и развития государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, осуществление ее интеграции с единой системой;
обеспечение эксплуатации подсистемы "Федеральный реестр электронных медицинских документов" единой системы;
создание цифрового профиля пациента на базе единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию;
создание условий для разработки таргетированных программ и внедрения технологий персонифицированной медицины в процесс управления общественным здоровьем;
обеспечение возможности централизованного ведения расчетов за оказанную медицинскую помощь, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;
обеспечение формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
организация дистанционного контроля объемов, сроков и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
обеспечение эксплуатации системы электронных рецептов;
реализация возможности лицензирования медицинской деятельности с использованием дистанционных технологий и данных единой системы;
расширение возможности лицензионного контроля со стороны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за соблюдением лицензиатами обязательных требований с использованием данных государственных информационных систем;
обеспечение защиты информации.
В результате реализации проекта "Медицинские платформенные решения федерального уровня" будет обеспечено решение задачи, необходимой для цифровой трансформации и предусматривающей создание и внедрение специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям медицинской помощи.
Стратегическое направление утверждается до 2024 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целями цифровой трансформации являются достижение высокой степени "цифровой зрелости", оптимизация рабочего времени медицинских работников посредством автоматизации процессов управления и внедрения передовых технологий в целях повышения доступности оказания медицинской помощи, обеспечения эффективной и оптимальной маршрутизации пациента, межведомственного взаимодействия, обеспечения высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента и увеличения доли раннего выявления заболеваний.
Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
Текущее и целевое состояние "цифровой зрелости" здравоохранения характеризуется целевым показателем "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" и рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915".
Задачами цифровой трансформации являются:
обеспечение преемственности оказания медицинских услуг, от профилактики заболеваний до результатов диагностики, лечения и реабилитации после перенесенной болезни;
обеспечение динамического управления ресурсами здравоохранения на региональном и федеральном уровнях;
предоставление возможности организациями, осуществляющими отдельные полномочия страховщика по обязательному медицинскому страхованию, проводить дистанционный контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;
разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе на основе анализа больших данных о состоянии здоровья населения России;
переход к электронному документообороту в здравоохранении Российской Федерации;
организация информационного сопровождения и поддержки застрахованных лиц при получении медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;
формирование электронных баз знаний по лечению заболеваний на основе обработки первичных электронных медицинских документов с использованием технологии больших данных;
обеспечение механизмов прозрачного лицензирования и контроля;
обеспечение защиты информации, в том числе персональных данных и врачебной тайны;
сокращение временных издержек медицинских работников, не связанных с оказанием медицинской помощи.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния здравоохранения, решаемыми при цифровизации, являются:
слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией;
повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных и необходимостью ведения документации, в том числе медицинской, в бумажной форме;
длительные сроки, сложности разработки и реализации "сквозных" сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров;
низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровнях;
ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения, отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия, отсутствие структурированных электронных медицинских документов;
ограниченность межведомственного электронного взаимодействия.
Вызовами цифровой трансформации здравоохранения являются:
обеспечение эффективной, оптимальной маршрутизации пациента;
обеспечение высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента;
создание условий для обмена данными пациентов между медицинскими организациями с обеспечением защиты персональных данных граждан;
проактивное информирование граждан в целях стимулирования раннего обращения пациентов за медицинской помощью;
повышение доступности медицинской помощи за счет усиления роли первичного звена здравоохранения;
единство подходов к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и финансовому обеспечению медицинской помощи;
внедрение системы внутреннего контроля полноты выполнения клинических рекомендаций, начиная с рабочего места медицинского работника;
построение актуальной аналитики.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
недостаточность цифровых компетенций граждан и отсутствие доверия к цифровым медицинским сервисам;
дублирование электронных и бумажных документов и увеличение временных затрат при их обработке медицинскими работниками;
низкий темп отказа от бумажного документооборота при переходе к электронному документообороту;
различный уровень готовности и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации к внедрению новых цифровых технологий;
невозможность исполнения отдельных пунктов и мероприятий стратегического направления, а также достижения результатов за счет изменения приоритетности и объемов финансирования в связи с такими возникающими угрозами, как распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Ответственные за реализацию стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство здравоохранения Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
Федеральное медико-биологическое агентство;
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные медицинские организации.
Приложение N 1
к стратегическому направлению в области
цифровой трансформации здравоохранения
ПРОЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Наименование проекта |
Цель проекта |
Срок реализации проекта |
Краткое описание проекта |
Заинтересованные лица |
|
1. |
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения |
повышение эффективности функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия организаций в сфере здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на основе внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения |
до 2024 года |
в результате цифровизации здравоохранения гражданам обеспечена доступность цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе электронной записи к врачу, электронных рецептов, электронных медицинских документов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" по факту оказания медицинской помощи за выбранный период; создание условий для обмена данными пациентов между медицинскими организациями с обеспечением защиты персональных данных граждан. Единый цифровой контур в здравоохранении направлен на решение следующих задач: осуществление медицинской деятельности в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечение экономической эффективности сферы здравоохранения; управление персоналом; обеспечение эффективного управления цифровой инфраструктурой; организация оперативной оплаты оказанной медицинской помощи, сокращение бумажного документооборота; обеспечение оперативного контроля качества оказанной медицинской помощи; контрольно-надзорная деятельность |
пациенты, медицинские работники, органы управления здравоохранением, участники системы обязательного медицинского страхования, медицинские профессиональные некоммерческие организации, медицинские организации |
2. |
Медицинские платформенные решения федерального уровня |
обеспечение возможности ранней диагностики заболеваний, своевременное предупреждение отклонений от клинических рекомендаций в ходе лечения и организация возможности непрерывного наблюдения за каждым пациентом, предоставление медицинским специалистам и управленцам современного инструмента ведения и автоматизированного контроля оказания профильной медицинской помощи согласно порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям для повышения качества ее оказания |
до 2024 года |
проект направлен на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания и внедрения специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям медицинской помощи (в том числе по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям, профилактической медицине, акушерству и гинекологии и неонатологии), что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи и позволит повысить ее доступность в медицинских организациях всех уровней системы здравоохранения на основе единых методологических подходов (порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации) |
пациенты, медицинские профессиональные некоммерческие организации, органы управления здравоохранением, медицинские организации, российские организации в сфере ИТ-технологий |
Приложение N 2
к стратегическому направлению в области
цифровой трансформации здравоохранения
ПОКАЗАТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Наименование проекта |
Ответственный федеральный орган исполнительной власти |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
1. |
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения |
Минздрав России |
число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" |
тыс. человек |
35000 |
40000 |
45000 |
доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в общем числе записей к врачу (посещений, обращений) |
процентов |
48 |
56 |
63 |
|||
доля граждан, воспользовавшихся электронными медицинскими документами с помощью личного кабинета пациента "Мое здоровье", в общем числе лиц, имеющих личные кабинеты пациентов "Мое здоровье" |
процентов |
30 |
60 |
80 |
|||
количество услуг (сервисов), по которым обеспечено проактивное информирование граждан в личном кабинете пациента "Мое здоровье" |
штук |
5 |
10 |
15 |
|||
доля форм медицинских документов, для которых обеспечена возможность отказа от их ведения в бумажном виде, в общем количестве форм медицинских документов |
процентов |
10 |
30 |
60 |
|||
доля законченных случаев оказания медицинской помощи, по которым сформированы электронные медицинские документы, доступные пациентам в личном кабинете пациента "Мое здоровье", в общем количестве законченных случаев |
процентов |
30 |
70 |
100 |
|||
2. |
Медицинские платформенные решения федерального уровня |
Минздрав России |
доля медицинских организаций государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющих взаимодействие с вертикально интегрированными медицинскими информационными системами по профилям онкология, сердечно-сосудистые заболевания, профилактическая медицина, акушерство и гинекология и неонатология, в общем количестве медицинских организаций |
процентов |
30 |
60 |
100 |
доля законченных случаев лечения, в отношении которых обеспечена возможность предупреждения отклонений от клинических рекомендаций, в общем числе законченных случаев лечения на базе вертикально интегрированных медицинских информационных систем |
процентов |
10 |
50 |
80 |
|||
доля оцифрованных клинических рекомендаций по профилям онкология, сердечно-сосудистые заболевания, профилактическая медицина, акушерство и гинекология и неонатология, в общем количестве клинических рекомендаций по данным профилям |
процентов |
30 |
50 |
100 |