Ускоренного внесения изменений в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ в отношении определений «медицинская услуга» и «медицинская помощь» не требуется

05.02.2020 09:25
2310

Необходимо дальнейшее открытое обсуждение (дискуссия) при поддержке Комитета Государственной Думы по охране здоровья

Дискуссия рабочей группы Комитета Государственной Думы по охране здоровья по правовой защите медицинских работников в части проблемных аспектов, возникающих у правоприменителей при трактовке терминов «медицинская услуга» и «медицинская помощь» была продолжена в сообществе юристов Право-мед.ру: Алексея Панова, Дмитрия Гаганова, Игоря Степанова, Игоря Васильева, Юлии Севастьяновой.

Дмитрий Гаганов видит проблемные моменты в части конкретизации лица, непосредственно оказывающего медицинскую услугу и отсутствие законодательного толкования понятия «безопасность медицинской помощи». Близость терминов «качество медицинской помощи» и «качество медицинской услуги» создает проблемные моменты в правоприменительной практике.

Игорь Васильев, прежде всего, выразил удовлетворенность вниманием законодателя к данным существенным понятиям в сфере охраны здоровья, но предостерег от поспешности реализации законодательных инициатив, так как исключение медицинской услуги из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не равнозначно тому, что этот термин автоматически исчезнет из сферы общественных отношений. По его мнению данный закон, провозглашая свой приоритет над остальным законодательством, пытается регулировать не только профессиональные медицинские отношения, но и частно-правовые, в том числе, гражданско— правовые, что приводит к противоречиям в правоприменительной практике. Перевод отношений с участием граждан при осуществление медицинской деятельности из частно — правовых в публично-правовые (без автономии воли пациента) — это возврат к советскому прошлому, что в нынешних условиях невозможно.

Игорь Степанов исходит из того, что термин «медицинская помощь» — это родовое понятие, а медицинская услуга — видовое. Медицинская помощь оказывается в рамках правовой регламентации: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам, порядкам оказания, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов, составляющими которых являются медицинские услуги. согласно ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями.

Алексей Панов связывает наличие проблем с нашим советским прошлым, когда в рамках медицинского обслуживания населения в силу существующей идеологии термин медицинская услуга не использовался, а гражданские отношения не имели той регламентации, которая существует сейчас с приоритетом автономии воли граждан и частно-правового интереса.

Юлия Севастьянова считает причиной повышенного внимание медицинской общественности к медицинской услуге то, что данная категория нормативно связана с мерами юридической ответственности (гражданско-правовой, уголовной, административной). Поскольку в сфере медицины все больше возникает коммерческих направлений, то использование термина «медицинская помощь» ей представляется сомнительным.

Участники обсуждения не видят необходимости какого-то ускоренного внесения изменений в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ в отношении определений «медицинская услуга» и «медицинская помощь» тем более, что уже имеются определенные правовые позиции Конституционного Суда по этим категорий. Требуется дальнейшее открытое обсуждение (дискуссия) при поддержке Комитета Государственной Думы по охране здоровья.

Алексей Панов также обратил внимание на правоотношения в системе обязательного медицинского страхования, в которых в рамках договора происходит товарообмен медицинских услуг на деньги. Медицинская помощь не является оборотоспособным объектом гражданских прав.

Подробности обсуждения в видео.


Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle