Ключевым моментом в позиции суда стало то, что больница не только не оспорила выводы ТФОМС, но и полностью проигнорировала судебный процесс: ее представители не явились в заседание, не представили отзыв на иск и не предоставили никаких контррасчетов или доказательств добросовестности своих действий
В Приморском крае завершилось рассмотрение дела, связанного с нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования в Краевой клинической инфекционной больнице.
История началась с плановой проверки, инициированной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края, который в марте-апреле 2024 года направил свою рабочую группу для проведения комплексного аудита финансовой деятельности больницы за трехлетний период — с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года.
Целью проверки стало установление фактов соблюдения законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, а также соответствие расходов больницы утвержденным программам и тарифным соглашениям.
Эксперты ТФОМС выявили многочисленные и разнообразные нарушения, суммарный объем которых составил почти три миллиона рублей — 2 960 351 рубль.
Среди наиболее существенных случаев — оплата образовательных услуг, никак не связанных с лечебной деятельностью, таких как конференции, вебинары и семинары на сумму 84 850 рублей, а также профессиональная переподготовка специалиста по кадрам и заместителя главного врача по лечебной работе на 16 500 рублей.
Больница потратила 417 720 рублей на периодические медицинские осмотры своих сотрудников, что, согласно законодательству, должно было осуществляться за счет средств работодателя, а не ОМС.
Еще 212 022 рубля были выплачены работникам в качестве компенсации за прохождение предварительных медосмотров за свой счет — это также незаконное использование целевых средств.
Были выявлены и другие хозяйственные операции: например, оплата системы палатной связи и ее монтажа у индивидуального предпринимателя на сумму 1 498 000 рублей, установка одиннадцати кондиционеров за 105 000 рублей, а также изготовление и монтаж пожарной лестницы за 25 000 рублей.
ТФОМС также отметил необоснованные расходы на лекарства: закупка препарата «Тобрекс» по завышенной цене (на 69 рублей), приобретение медикаментов сверх утвержденного перечня жизненно необходимых препаратов без решения врачебной комиссии на сумму 99 129 рублей, а также покупка противовирусных средств для лечения ВИЧ на 9 243 рубля, которые не входили в программу ОМС.
Выплата материальной помощи сотрудникам на 32 000 рублей или компенсация водителю за психиатрическое освидетельствование на 900 рублей, были расценены как нецелевое использование средств, поскольку они не связаны напрямую с оказанием медицинской помощи пациентам.
После выявления нарушений ТФОМС направил больнице официальный акт проверки с требованием вернуть нецелевые средства в размере 2 960 351 рубля до 26 апреля 2024 года, а также уплатить штраф в размере 10% от этой суммы — 296 035 рублей.
Однако больница проигнорировала это требование: ни возражений, ни возмещения средств предоставлено не было. Лишь спустя почти год, в марте 2025 года, ТФОМС направил повторную претензию, на которую также не последовало ответа.
Это и стало основанием для обращения в суд.
Суд изучил представленные доказательства и установил, что больница действительно нарушила требования законодательства. Все расходы, указанные в акте, не соответствовали целям, на которые выделяются средства ОМС, — то есть на прямое оказание медицинской помощи застрахованным гражданам.
Ключевым моментом в позиции суда стало то, что больница не только не оспорила выводы ТФОМС, но и полностью проигнорировала судебный процесс: ее представители не явились в заседание, не представили отзыв на иск и не предоставили никаких контррасчетов или доказательств добросовестности своих действий.
Это позволило суду рассмотреть дело в заочном порядке и принять решение, основываясь исключительно на доказательствах истца.
Учитывая, что ответчик — государственное бюджетное учреждение, выполняющее социально значимую функцию по лечению инфекционных заболеваний, суд принял решение снизить размер штрафа вдвое — с 296 035 до 148 018 рублей.
Также суд пересчитал размер пени, так как фонд допустил ошибку в методике расчета. По закону, пени должны начисляться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на день предъявления санкций (то есть на дату подписания акта проверки — 12 апреля 2024 года), а не на каждый день просрочки. На тот момент ставка составляла 16% годовых.
Пересчитав пени за период с 27 апреля 2024 года (по истечении 10-дневного срока на добровольное погашение) по 3 сентября 2025 года (день оглашения резолютивной части решения), суд установил их размер в 565 629 рублей, что на десятки тысяч меньше, чем требовал фонд.
К моменту вынесения решения суд установил, что больница частично исполнила свои обязательства: часть нецелевых средств уже была возвращена, и остаток задолженности составил 1 310 351 рубль.
Именно эта сумма, вместе со сниженным штрафом и пересчитанными пенями, и подлежала взысканию.
Таким образом, общая сумма взыскания составила 2 024 000 рублей. Кроме того, суд обязал больницу выплачивать дополнительные пени за каждый день просрочки, начиная с 4 сентября 2025 года, до полного погашения долга, также исходя из ставки 16% годовых. В удовлетворении остальной части требований — в части взыскания большей суммы пени и штрафа — суд отказал.
Суд освободил больницу от уплаты государственной пошлины, сославшись на ее статус и важность выполняемых ею функций для общества.
Решение не вступило в законную силу.

Право-мед.ру
