Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram

Общество с ограниченной ответственностью "Форум 3" 6 октября 2015 года привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 октября 2015 г. по делу N А14-11089/2015

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи В.В. Домаревой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Водолазской А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента здравоохранения Воронежской области (ОГРН 1093668028563, ИНН 3666159529), г. Воронеж 

к обществу с ограниченной ответственностью "Форум 3" (ОГРН 1133668053430, ИНН 3666188706), г. Воронеж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании: от заявителя: не явился, извещен надлежаще; от заинтересованного лица: не явился, надлежаще извещен,

установил:

Департамент здравоохранения Воронежской области (далее - заявитель, Департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением б/н от 15.06.2015 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Форум 3" (далее - ООО "Форум 3",

Общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности), предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Посредством факсимильной связи в материалы дела 07.09.2015 поступило заявление административного органа б/н от 07.09.2015, в котором заявитель ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Через канцелярию суда 25.09.2015 в материалы дела от ООО "Форум 3" поступил отзыв на заявление, в котором Общество признало вину, указало на устранение причин привлечения к административной ответственности и просило назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Кроме того, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьями 123, 136, 205 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие заявителя и ООО "Форум-3".

На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание при отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании 29.09.2015 на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 06.10.2015.

Как следует из материалов дела, Департамент здравоохранения Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Воронежской области (п. 1.1. Положения о Департаменте здравоохранения Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 23.04.2009 N 288).

В силу возложенных на него полномочий Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности (за исключением деятельности медицинских организаций, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук (п. 3.2.3 указанного выше Положения).

При осуществлении предусмотренного действующим законодательством контроля выполнения лицензиатами лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности должностными лицами Департамента здравоохранения Воронежской области на основании Приказа Департамента здравоохранения по Воронежской области от 13.05.2015 N 894 "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Форум 3" 14.05.2015 была проведена внеплановая выездная проверка по адресу осуществления Обществом деятельности: 394006, г. Воронеж, ул. Среднемосковская, д. 1д, нежилое помещение I, часть нежилого помещения, назначение: нежилое, литер А, этаж 3, номера на поэтажном плане: 7, 25-30, 33.

О проведении в отношении него проверки Общество было уведомлено в установленном порядке 18.05.2015, о чем свидетельствует соответствующая отметка в указанном Приказе.

В ходе проведения проверки 10.06.2015 в 16 час. 00 мин. должностным лицом административного органа в присутствии представителя ООО "Форум 3" по доверенности от 02.02.2015 Казьмина С.С., установлено, что Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")

ЛО-36-01-001982 от 27.11.2014 сроком действия бессрочно. При проведении проверки в деятельности Общества выявлены следующие правонарушения:

- в нарушение подпункта "е" п. 4 Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), отсутствует договор на техническое обслуживание медицинской техники (представлен договор на сервисное обслуживание медицинской техники и дополнительные услуги по техническому сопровождению медицинской техники от 01.06.2014 N 163 с истекшим сроком действия);

- в нарушение подпункта "а" п. 5 Положения, п. 5, 6 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н (далее - Порядок) не ведется первичная медицинская документация. В нарушение положения об организации деятельности косметологического кабинета (приложение N 1 к Порядку) в процедурном кабинете осуществляются неинвазивные и аппаратные методы лечения;

- в нарушение подпункта "и" п. 4 Положения, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Форум 3" утвержден, но не осуществляется. На отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Форум 3" указывают следующие нарушения: не оформляются медицинские карты, добровольное информированное согласие пациента на вмешательства, утвержденное Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" (далее - Приказ N 1177н), не ведется журнал внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

По результатам проверки 10.06.2015 составлен акт проверки N 30 "в", в котором отражены выявленные нарушения, а также в присутствии представителя заинтересованного лица по доверенности Казьмина С.С. в отношении ООО "Форум 3" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в котором он фактически признает совершение заинтересованным лицом выявленные административным органом нарушения.

Материалы об административном правонарушении в отношении Общества были направлены в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (ст. 202 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось событие административного правонарушения и имелся ли факт

его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Рассмотрев представленные по делу материалы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (далее - Закон N 99-ФЗ).

Лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности определены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".

Как следует из подпункта "е" пункта 4 Положения одни из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

В соответствии с подпунктом "а" п. 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Пунктом 5 Порядка установлено, что при первичном обращении пациента врач-косметолог:

оценивает жалобы пациента, структурную целостность и функциональную активность покровных тканей, выявляет конкретные дефекты и нарушения, требующие проведения косметологической коррекции;

информирует пациента о процедурах для самостоятельного выполнения; дает рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе проводит обучение необходимым гигиеническим навыкам;

заполняет медицинскую документацию в установленном порядке;

составляет план необходимого обследования и лечения;

назначает медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом;

выполняет медицинские процедуры, необходимые для коррекции выявленных нарушений и дефектов.

В соответствии с п. 6 Порядка при повторных обращениях пациента врач-косметолог:

оценивает динамику состояния комплекса покровных тканей в процессе проводимых медицинских манипуляций и косметологической коррекции;

оценивает клиническую эффективность проводимых медицинских вмешательств и выполнение пациентом врачебных рекомендаций и назначений и при наличии медицинских показаний вносит коррективы в проводимое лечение;

выполняет медицинские процедуры и манипуляции для коррекции выявленных нарушений и дефектов;

контролирует проведение назначенных медицинских процедур средним медицинским персоналом;

в медицинской документации делает записи о состоянии пациента и динамике клинической картины.

В соответствии с Положением об организации деятельности косметологического кабинета, утвержденным Приказом N 381н от 18.02.2012 в манипуляционной проводятся неинвазивные процедуры (депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный).

В процедурной осуществляются инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов).

Согласно Положению об организации деятельности кабинета аппаратных методов лечения в косметологии, утвержденного Приказом N 381н от 18.02.2012 в Кабинете осуществляются процедуры с использованием аппаратных методов лечения (дарсонвализация, лечение широкополосным импульсным светом, лазерное воздействие на покровные ткани, магнитотерапия, микротоковая терапия, радиочастотное воздействие, фонофорез, электромиостимуляция, электрофорез, ультрафиолетовое облучение тканей).

Как следует из подпункта "и" п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются, в том числе наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно ст. 90 Закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" утверждена форма N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях".

В соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень,

оформляется после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи.

Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, оформляется по форме, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, а также медицинским работником, оформившим такое согласие, и подшивается в медицинскую документацию пациента.

Согласно п. 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Таким образом, материалы административного дела свидетельствуют о том, что Общество осуществляло медицинскую деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за совершение которого установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.

С учетом изложенного, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Департамента здравоохранения Воронежской области о привлечении ООО "Форум 3" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьями 65, 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, учитывая совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, признание Обществом своей вины в его совершении, устранение нарушений в полном объеме, суд приходит к выводу о возможности применения к Обществу наказания в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения ООО "Форум 3" от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела судом не установлены. Законодатель придал особый статус предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), характеризуется, по мнению суда, высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать общество с ограниченной ответственностью "Форум 3" (ОГРН 1133668053430, ИНН 3666188706, зарегистрировано 09.12.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области, адрес -Среднемосковская ул., д. 1д, помещение 1, г. Воронеж) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40000,00 рублей.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Воронежской области (Департамент здравоохранения Воронежской области л/с 04312024230), ИНН: 3666159529, ОКТМО: 20701000, КПП: 366601001, Расчетный счет 401 018 105 000 000 100 04, Полное наименование банка: Отделение по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, Сокращенное наименование банка: Отделение Воронеж г. Воронеж БИК 042007001, КБК 821 116 90040 04 0000 140 - штрафы город, КБК 821 116 90050 05 0000 140 - штрафы районы, ОКТМО по районам.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

В.В.ДОМАРЕВА