Общество с ограниченной ответственностью "Дантист" 24 ноября 2015 года привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2015 г. по делу N А64-5960/2015

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2015

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2015

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Сучкова С.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Иванковой И.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления здравоохранения Тамбовской области(ОГРН 1026801161188, ИНН 6831003241), г. Тамбов к Обществу с ограниченной ответственностью "Дантист" (ОГРН 1116827000916, ИНН 6827021858), г. Мичуринск  о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

при участии представителей: от заявителя: Соловьева Е.А., представитель по доверенности от 02.10.2015 г. N 01-17-05/6285; от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще

установил:

Управление здравоохранения Тамбовской области (Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Дантист" (далее ООО "Дантист", заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие указанного лица.

Исследовав представленные в дело доказательства, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

ООО "Дантист" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1116827000916.

ООО "Дантист" имеет лицензию N ЛО-68-01-000438 от 18.01.2012 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

На основании приказа Управления здравоохранения от 14.07.2015 N 958 комиссией Управления здравоохранения проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензиатом ООО "Дантист" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:

- у руководителя организации, осуществляющей медицинскую деятельность, отсутствует высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста "организация здравоохранения и общественное здоровье", что является нарушением пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

- не представлено Положение об организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности, что является нарушением пп. "и" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291;

- не представлены документы, подтверждающие осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что является нарушением пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями,

входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291;

- в амбулаторных картах отсутствует информированное добровольное согласие потребителя на медицинское вмешательство, что является нарушением пп. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291; ст. 28 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

02.09.2015 по результатам проведенной проверки составлен акт проверки N 958/15П и выдано предписание об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки.

02.09.2015 в отношении ООО "Дантист" начальником отдела лицензирования, стандартизации и контроля качества медицинской помощи Управления здравоохранения Тамбовской области Ананьевой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ (л.д. 6-7).

В соответствии ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Управление здравоохранения Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Дантист" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N

291, (далее - Положение о лицензировании) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются в том числе при оказании медицинской помощи при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Согласно пп. "в" п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Согласно пп. "и" п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно пп. "в" п. 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Согласно пункту 9 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила предоставления платных медицинских услуг), при предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Правил предоставления платных медицинских услуг договор на оказание платных медицинских услуг заключается потребителем (или заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 18 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 28 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Как следует из материалов дела На основании приказа Управления здравоохранения от 14.07.2015 N 958 комиссией Управления здравоохранения проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензиатом ООО "Дантист" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:

- у руководителя организации, осуществляющей медицинскую деятельность, отсутствует высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к

специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста "организация здравоохранения и общественное здоровье", что является нарушением пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

- не представлено Положение об организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности, что является нарушением пп. "и" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291;

- не представлены документы, подтверждающие осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что является нарушением пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291;

- в амбулаторных картах отсутствует информированное добровольное согласие потребителя на медицинское вмешательство, что является нарушением пп. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291; ст. 28 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

02.09.2015 по результатам проведенной проверки составлен акт проверки N 958/15П и выдано предписание об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки.

02.09.2015 в отношении ООО "Дантист" начальником отдела лицензирования, стандартизации и контроля качества медицинской помощи Управления здравоохранения Тамбовской области Ананьевой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ (л.д. 6-7).

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

При этом понятие грубого нарушения лицензионных требований устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, (далее - Положение о лицензировании) под грубым нарушением понимается

невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б", "в (1)" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, а именно:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Таким образом, неисполнение лицензиатом обязанности по заключению договора на оказание платной медицинской услуги с заявительницей, а также согласие потребителя на медицинское вмешательство, является нарушением лицензионных требований (п. 4 Положение о лицензировании).

Факты нарушений лицензионных требований и грубых нарушений лицензионных требований подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, действия ООО "Дантист" по невыполнению лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности, содержат признаки объективной стороны и образуют составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований лицензионного законодательства до выявления Управлением правонарушения, в материалах дела не имеется; вина Общества в совершении правонарушения подтверждается материалами дела.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности для соблюдения лицензионных требований Обществом не представлены, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

С учетом изложенного арбитражный суд считает, что Управлением здравоохранения доказано совершение ООО "Дантист" административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно Постановления администрации Тамбовской области от 15.08.2008 г. N 1018 "Об утверждении Перечня должностных лиц управления здравоохранения области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и

частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять:

начальник управления здравоохранения области;

первый заместитель начальника управления здравоохранения области;

начальник отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и контроля качества медицинской помощи управления здравоохранения области;

заместитель начальника отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и контроля качества медицинской помощи управления здравоохранения области;

государственные гражданские служащие отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и контроля качества медицинской помощи управления здравоохранения области, занимающие должности главных специалистов-экспертов.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, в присутствии законного представителя Общества - директора Грезнева А.И., существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности Управлением не допущено.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку допущенное ООО "Дантист" правонарушение выявлено административным органом 02.09.2015, то на момент вынесения решения суда по настоящему делу срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в данном случае к ООО "Дантист" следует применить наказание за нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в минимальном размере административного штрафа в сумме 40000 руб. По мнению суда, данный вид наказаний будет соответствовать конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечит реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Управления здравоохранения Тамбовской области удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Дантист", Тамбовская область, г. Мичуринск, Привокзальная площадь, д. 3 (ОГРН 1116827000916, ИНН 6827021858) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

ООО "Дантист" в течение шестидесяти дней надлежит перечислить штраф в сумме 40000 руб. по следующим реквизитам:

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России г. Тамбова, р/с 40101810000000010005, БИК 046850001, КБК 06010807081011000110, ИНН 6831003241, КПП 682901001, ОКАТО 68401000000, получатель: УФК Мнфина России по Тамбовской области (Управление здравоохранения Тамбовской областям).

В случае неуплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в установленный срок принудительное исполнение вступившего в силу решения арбитражного суда о привлечении к административной ответственности производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Судья

С.А.СУЧКОВ