Общество с ограниченной ответственностью "Стоматология XXII века" 5 ноября 2015 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 ноября 2015 г. по делу N А01-1796/2015

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Б.А. Шагуча, при ведении протокола помощником судьи М.Г. Яковенко, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Адыгея (ОГРН 1020100698661, ИНН 0105023439, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 176) к обществу с ограниченной ответственностью "Стоматология XXII века" (ОГРН 1130105000508, ИНН 0105068253, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Крайняя, 26) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в заседании: от заявителя - не явился, уведомлен надлежащим образом; от заинтересованного лица - Журавлева Ю.А. (директор, личность установлена по паспорту),

установил:

Министерство здравоохранения Республики Адыгея (далее - Министерство здравоохранения РА, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стоматология XXII века" (далее - ООО "Стоматология XXII века", общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.09.2015 указанное заявление принято к производству, делу присвоен N А01-1796/2015.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.10.2015 рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 05 ноября 2015 года.

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

С учетом надлежащего уведомления заявителя, суд, в соответствии с положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель заинтересованного лица требования заявителя признал в полном объеме и просил назначает ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Признание предпринимателя в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ занесено в протокол судебного заседания. Последствия принятия судом признания заинтересованным лицом стороне известны.

В ходе рассмотрения материалов дела установлено следующее.

В своем заявлении заявитель просил привлечь заинтересованное лицо к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса КоАП РФ за осуществление медицинской деятельности с грубыми нарушениями соблюдения лицензионных требований и условий.

Как следует из материалов дела, ООО "Стоматология XXII века" на основании лицензии от 03.09.2013 N ЛО-01-01-000268 осуществляет медицинскую деятельность.

На основании приказа N 824 от 01.09.2015 г. "О проведении плановой выездной проверки юридического лица на предмет соответствия лицензиата лицензионным требованиям" 28 сентября 2015 года Министерством проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Стоматология XXII века" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пушкина, 89.

В ходе указанной проверки деятельности ООО "Стоматология XXII века" были выявлены грубые нарушения соблюдения лицензионных требований и условий:

- отсутствие документов врача-специалиста ответственного за контроль качества оказания медицинской помощи: диплома высшего профессионального образования, документа послевузовского дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения и сертификат специалиста;

- отсутствие трудовых договоров с работниками и документов о профессиональном образовании специалистов, для осуществления заявленных в лицензии работ (услуг);

- контроль качества оказания медицинской помощи в медицинской организации не осуществляется: журнал учета объемов и результатов контроля качества медицинской помощи не ведется, не ведутся медицинские карты стоматологического больного следующими врачами-специалистами: стоматологом-терапевтом, ортопедом, детским стоматологом, стоматологом общей практики. В дневниковых записях медицинских карт зубного врача отсутствуют данные рентгенологического исследования. Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога (зубного врача) не ведется (форма N 039-2/у-88).

Допущенные обществом нарушения при осуществлении медицинской деятельности является несоблюдением подпунктов "в" и "д" пункта 4 подпунктов "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

По результатам проверки составлен акт N 16м-пл. от 28.09.2015 г.

По фактам выявленных нарушений 28.09.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 16 о наличии в действиях ООО "Стоматология XXII века" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4

статьи 14.1 КоАП РФ Заявление о привлечении общества к административной ответственности с административным материалом направлено в Арбитражный суд Республики Адыгея для рассмотрения по существу.

Суд, изучив представленные доказательства, считает заявление министерства подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Диспозиция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закон N 99-ФЗ медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Министерством здравоохранения Республики Адыгея ООО "Стоматология XXII века" выдана лицензия N ЛО-01-01-000268 от 03.09.2013 на осуществление медицинской деятельности по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пушкина, 89.

Согласно приложению N 1 к лицензии ООО "Стоматология XXII века" при оказании первичной, в том числе доврачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: рентгенологии, сестринскому делу, стоматологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, стоматологии детской, стоматологии общей практики, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в частях 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктами "в", "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение от 16.04.2012 N 291), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата

специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Проверкой установлено, что ООО "Стоматология XXII века" осуществляет медицинскую деятельность в отсутствие документов, а именно: документов врача-специалиста ответственного за контроль качества оказания медицинской помощи: диплома высшего профессионального образования, документа послевузовского дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения и сертификат специалиста; трудовых договоров с работниками и документов о профессиональном образовании специалистов, для осуществления заявленных в лицензии работ (услуг), что является несоблюдением лицензионных требований.

Согласно подпунктам "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Обществом при осуществлении медицинской деятельности не соблюдаются вышеуказанные лицензионные требования, а именно:

- контроль качества оказания медицинской помощи в медицинской организации не осуществляется: журнал учета объемов и результатов контроля качества медицинской помощи не ведется, не ведутся медицинские карты стоматологического больного следующими врачами-специалистами: стоматологом-терапевтом, ортопедом, детским стоматологом, стоматологом общей практики. В дневниковых записях медицинских карт зубного врача отсутствуют данные рентгенологического исследования. Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога (зубного врача) не ведется (форма N 039-2/у-88).

Согласно пункту 6 данного Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктом "а" и подпунктом "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований, повлекшие за собой: - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда

здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Данные факты обществом не оспариваются, подтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки N 16м-пл от 28.09.2015, копией лицензии на осуществление медицинской деятельности N ЛО-01-01-000268 от 03.09.2013, протоколом об административном правонарушении N 16 от 28.09.2015.

При таких обстоятельствах, действия (бездействие) ООО "Стоматология XXII века" по невыполнению лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности, содержат признаки объективной стороны и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрены частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколах об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

ООО "Стоматология XXII века" не представило суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Устранение после проведения проверки выявленных нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности, не свидетельствует о принятых мерах по их соблюдению и не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Факт наличия вины в действиях ООО "Стоматология XXII века" установлен судом, подтверждается материалами дела.

В силу статьи 70 АПК РФ арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на всех стадиях арбитражного процесса должны содействовать достижению сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти.

Согласно пункту 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Соответственно, обстоятельства, признанные стороной по делу, переходят в категорию бесспорных. Признанные обстоятельства являются бесспорными в силу того, что сторона признает факт, который подлежит доказыванию противоположной стороной. Факты, признанные стороной, считаются установленными и не проверяются в дальнейшем арбитражным судом.

В силу статьи 70 АПК РФ арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на всех стадиях арбитражного процесса должны содействовать достижению сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти.

Согласно пункту 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Соответственно, обстоятельства, признанные стороной по делу, переходят в категорию бесспорных. Признанные обстоятельства являются бесспорными в силу того, что сторона признает факт, который подлежит доказыванию противоположной стороной. Факты, признанные стороной, считаются установленными и не проверяются в дальнейшем арбитражным судом.

Признание предпринимателем требования заявителя о привлечении к административной ответственности освобождает заявителя от необходимости дальнейшего доказывания обстоятельств совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Довод общества о малозначительности совершенного административного правонарушения судом расценивается как несостоятельный.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности, не позволяет сделать вывод о возможности применения

малозначительности, поскольку в ходе проведения проверки Министерством здравоохранения Республики Адыгея выявлено нарушение, которое в соответствии с пунктом 6 Положения от 16.04.2012 N 291 квалифицируется как грубое.

Указание в диспозиции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на то, что административная ответственность в соответствии с данной нормой наступает не при любом, а лишь при грубом нарушении лицензионных требований и условий, само по себе свидетельствует об общественной опасности вменяемого правонарушения.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Нарушений процессуальных требований в ходе административного производства не установлено. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал директор ООО "Стоматология XXII века" - Журавлев Ю.А., права и обязанности ему были разъяснены.

Таким образом, учитывая, что факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом, суд считает заявление Министерства к обществу о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ подлежащим удовлетворению.

В силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд признает обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения заинтересованным лицом впервые и назначает ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 40 000 рублей. (Штраф перечислить в Управление Федерального Казначейства по Республике Адыгея (Министерство здравоохранения Республики Адыгея) р/с 401 018 101 000 000 100 03, лицевой счет 04762000020, ГРКЦ НБ Респ.Адыгея Банка России г. Майкоп, БИК 04790801, ИНН 0105023439, КПП 010501001, КБК дохода 802 1 16 90040 04 0000 140.

Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности федеральным законом не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Стоматология XXII века", зарегистрированное по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Крайняя, 26, ИНН 0105068253, ОГРН 1130105000508, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить административный штраф в размере 40 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Б.А. ШАГУЧ