Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Д Литаль Косметик" (ОГРН 1123328007220) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. по делу N А11-9603/2015
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2015 года.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.10.2015 объявлен перерыв до 09.10.2015.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Дворецкой Н.А., после перерыва - секретарем судебного заседания Удаловой О.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента здравоохранения администрации Владимирской области (600025, г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 14) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Д,Литаль Косметик" 600009, г. Владимир, ул. Суздальская, д. 11, ОГРН 1123328007220) к административной
ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей: от Департамента здравоохранения администрации Владимирской области - не явились, извещены в установленном порядке; от общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Д,Литаль Косметик" - не явились, извещены в установленном порядке; после перерыва: от Департамента здравоохранения администрации Владимирской области - не явились, извещены в установленном порядке; от общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Д,Литаль Косметик" - Синюхиной Л.Ю. (по доверенности от 24.08.2015 N Ю24/08-15 сроком действия на 1 год);
информация о движении дела была размещена в картотеке арбитражных дел в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://kad.arbitr.ru/,
установил:
Департамент здравоохранения администрации Владимирской области (далее - Департамент здравоохранения) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Д,Литаль Косметик" (далее - Общество, ООО "Холдинг Д,Литаль Косметик") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования Департамент здравоохранения указал, что Общество в нарушение требований действующего законодательства осуществляет деятельность по оказанию медицинских косметологических услуг (массаж ручной, массаж аппаратный, маски, обертывания, осмотры и оценка состояния кожи лица, назначение косметологических процедур, консультация врача-диетолога) без специального разрешения (лицензии).
Общество требование заявителя не признало, указав на недоказанность Департаментом факта осуществления ООО "Холдинг Д,Литаль Косметик" медицинской деятельности в салоне, расположенном по адресу: г. Владимир, ул. Суздальская, д. 11. Более подробно доводы Общества изложены в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
ООО "Холдинг Д,Литаль Косметик" не согласилось с доводами заявителя, указав на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности. Более подробно позиция Общества изложена в отзыве.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по имеющимся в нем доказательствам в отсутствие представителя Департамента здравоохранения, надлежащим образом извещенного о месте и времени проведения судебного заседания.
Выслушав представителя ООО "Холдинг Д,Литаль Косметик", изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
03.07.2015 прокуратурой г. Владимира совместно с Департаментом здравоохранения проведена проверка ООО "Холдинг Д,Литаль Косметик" по вопросам исполнения законодательства о здравоохранении и лицензировании.
В ходе проверки установлено, что Общество в помещении по адресу: г. Владимир, ул. Суздальская, д. 11, оказывает клиентам косметологические услуги (массаж ручной, массаж аппаратный, маски, обертывания, осмотры и оценка состояния кожи лица, назначение косметологических процедур, консультация врача-диетолога) в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем составлен акт проверки от 08.07.2015.
Департамент здравоохранения, усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил в отношении него протокол об административном правонарушении от 10.09.2015 N 38 и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, приведенные прокурором доводы, считает предъявленное требование необоснованным.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к
административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Частью 3 названной статьи установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет в силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Пунктом 3 указанного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приложением в перечень работ при осуществлении медицинской деятельности включены работы (услуги), в том числе по косметологии и медицинскому массажу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
Пунктом 3 названного Порядка определено, что оказание медицинской помощи по профилю "косметология" включает: диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний; информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.
Медицинская помощь по профилю "косметология" оказывается врачом-косметологом в организациях, структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-18 к настоящему Порядку. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога (пункт 4 Порядка).
Согласно пунктам 3 - 8 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинское вмешательство представляет собой выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций; профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В силу пункта 10 статьи 2 названного Федерального закона медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Под заболеванием понимается возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В целях обеспечения единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг.
Однако в соответствии с действующей редакцией данной номенклатуры в перечень медицинских услуг (класс "А"), представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, входят такие услуги как общий массаж медицинский (код А21.01.001), массаж лица медицинский (код А21.01.002), массаж шеи медицинский (код А21.01.003), массаж рук медицинский (код А21.01.004), массаж волосистой части головы медицинский (код А21.01.005), пиллинг-массаж (код А21.01.006), вакуумный массаж ног (код А21.01.007), массаж ног медицинский (код А21.01.008).
При этом каждый раздел класса "А" обозначает определенный тип медицинской услуги. Раздел 21 - лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия).
В соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93), утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 N 163, платные услуги населению подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93), к бытовым услугам (код 010000) отнесены парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытого назначения (код 019300), в том числе: СПА-уход по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов воздействия (019324); косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применение косметических средств (019325); гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж (019326); косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода (019327).
При этом к медицинским услугам (код 080000) на основании Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93) отнесены услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500), в их числе: услуги косметические (код 081501), процедуры врачебные (код 081502) электрохирургия (код 081503), пластическая хирургия (код 081504).
Из приведенных норм следует, что к медицинским услугам, предоставляемым в косметологических салонах, подлежащим лицензированию, относятся услуги, которые содержат элементы профилактики заболеваний, диагностики и лечения.
Доказательств, подтверждающих оказание Обществом услуг, содержащих элементы профилактики, диагностики или лечения и относящихся в связи с этим к медицинским услугам, Департаментом здравоохранения в материалы дела не представлено.
Обязательным признаком для классификации деяния по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ является установление факта осуществления предпринимательской деятельности. В
предмет доказывания по делу входит установление факта осуществления медицинской деятельности без лицензии.
В акте проверки от 08.07.2015 указано, что в салоне по адресу: г. Владимир, ул. Суздальская, д. 11, ООО "Холдинг Д,Литаль Косметик" оказывает потребителям косметологические услуги (массаж ручной, массаж аппаратный, маски, обертывания, осмотры и оценка состояния кожи лица, назначение косметологических процедур, консультация врача-диетолога), однако наличие помещений и оборудования не свидетельствуют об оказании каких-либо медицинских услуг (по косметологии и медицинскому массажу).
Кроме обращения гражданки Кононович Е.В., перечня и прейскуранта услуг, оказываемых Обществом, никаких других доказательств, которые могли бы свидетельствовать об оказании Обществом заявленных услуг, Департаментом не представлено. Из буквального содержания рассматриваемого прейскуранта не следует обязательность предоставления Обществом потребителям "определенных услуг". При этом ни в протоколе об административном правонарушении от 10.09.2015 N 38, ни в акте проверки от 08.07.2015 не отражено, когда и кому были оказаны спорные услуги. Акт проверки отражает лишь результаты визуального осмотра помещения салона, не содержит сведений о нахождении в салоне посетителей, в связи с чем не является непосредственным доказательством факта оказания Обществом каких-либо услуг (массаж ручной, массаж аппаратный, маски, обертывания, осмотры и оценка состояния кожи лица, назначение косметологических процедур, консультация врача-диетолога). Каких-либо ссылок на то, что оказываются именно медицинские услуги, в том числе по косметологии, и в чем конкретно они выражены, материалы проверки не содержат.
Учитывая изложенное, суд считает, что Департаментом здравоохранения не доказан факт осуществления Обществом медицинских услуг.
Доводы Департамента судом не принимаются как не соответствующие фактическим обстоятельствам и вышеизложенному.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая во внимание данные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд, не нашел оснований для удовлетворения требования Управления в связи с истечением срока для привлечения Общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с названной статьей постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемом случае днем обнаружения и выявления вменяемого Обществу административного правонарушения является дата составления акта систематического наблюдения - 08.07.2015.
Таким образом, срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела в арбитражном суде (09.10.2015) истек.
При этом следует отметить, что с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности Департамент обратился 11.09.2015, то есть менее чем за один месяц до истечения срока давности. В данном случае заявленное требование рассмотрено судом в порядке общего производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что при принятии решения по делу об административном правонарушении, суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку к моменту рассмотрения судом настоящего дела срок, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, Общество не может быть привлечено к административной ответственности.
С учетом изложенного требование Департамента удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Д Литаль Косметик" (ОГРН 1123328007220) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.Н.ФЕДИНСКАЯ