Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Тайга открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 9 октября 2015 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде штрафа в 30 000 рублей. 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 октября 2015 г. по делу N А27-16001/2015

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Тайгинской транспортной прокуратуры, г. Тайга к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Тайга открытого акционерного общества "Российский железные дороги", г. Тайга (ОГРН 1044247001347, ИНН 4247004647) о привлечении к административной ответственности без вызова сторон

установил:

Тайгинским транспортным прокурором (далее - Тайгинская транспортная прокуратура, административный орган) заявлено требование о привлечении Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Тайга открытого акционерного общества "Российский железные дороги" (далее - правонарушитель, НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД") к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Учреждение в установленные определением суда от 19.08.2015 сроки отзыв на заявление административного органа суду не представило.

Суд, руководствуясь частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело на основании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Тайгинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в НУЗ "Узловая больница на станции Тайга ОАО "РЖД".

При участии Учреждения Тайгинским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.08.2015, в котором установлено нарушение п. п. "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно, руководитель структурного подразделения медицинского пункта на железнодорожном вокзале Тайга НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД" не имеет высшего профессионального образования.

Копия постановления вручена правонарушителю. Получены объяснения, в которых правонарушитель согласился с выявленными нарушениями, принимает меры по их устранению.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд признал требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Следовательно, она возлагается, на административный орган, составивший протокол об административном правонарушении.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона указанного выше административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии) при осуществлении предпринимательской деятельности.

Субъектом правонарушения выступает лицензиат. Субъективная сторона характеризуется виной.

В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации

требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В силу части 7 статьи Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 2 и частью 2 статьи 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирования конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно п. п. "в" п. 4 Положения лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие:

- у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

- у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Согласно п. 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии.

НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД" выдана лицензия от 08.07.2014 N ЛО- 42-01-003036 на осуществление медицинской деятельности, срок действия лицензии - бессрочно.

В соответствии с приложением N 4 к лицензии в медицинском пункте на железнодорожном вокзале Тайга, расположенном по адресу: ул. Привокзальная, 23, г. Тайга, Кемеровская область, осуществляется медицинская деятельность при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи.

Пунктами 1, 7 Положения о медицинском пункте на железнодорожном вокзале Тайга (далее - Положение) от 01.01.2015 предусмотрено, что медицинский пункт на железнодорожном вокзале Тайга, является структурным подразделением НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД", основными задачами которого являются оказание первичной и неотложной медицинской помощи, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, медицинский пункт на ст. Тайга является структурным подразделением НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД", являющегося юридическим лицом.

В ходе проверки установлено, что согласно штатному расписанию НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД", утвержденному главным врачом от 12.02.2015, количество штатных единиц в медицинском пункте вокзала на станции Тайга составляет по 5,5 единиц, из них 1 - заведующая-фельдшер, 4,5 - фельдшера.

Медицинский пункт возглавляет заведующий (фельдшер), который назначается и увольняется приказом главного врача НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД" (п. 10 Положения).

Должностной инструкцией заведующего медицинским пунктом вокзала на станции Тайга, утвержденной и.о. главного врача НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД" от 25.03.2008, установлено, что заведующая медицинским пунктом вокзала руководит работой персонала медицинского пункта, оказывает первую неотложную медицинскую помощь и другое.

Квалификационные характеристики заведующего структурным подразделением, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н, где указано обязательное наличие у заведующего структурным подразделением высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

В ходе проверки установлено, что на должность заведующей - фельдшера медицинского пункта вокзала на ст. Тайга НУЗ "УБ на ст. Тайга" назначена Секисова А.В., не имеющая высшего профессионального образования, в нарушение вышеприведенных требований.

Медицинские работники медицинского пункта должны иметь высшее (среднее специальное) медицинское образование и диплом установленного образца. Они назначаются на должность и увольняются с занимаемой должности приказом руководителя НУЗ (п. 5 Положения о медицинском пункте на железнодорожном вокзале).

Таким образом, руководитель структурного подразделения медицинского пункта на железнодорожном вокзале Тайга НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД" не имеет высшего

профессионального образования, что является нарушением п. п. "в" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно части 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.

Факт совершения НУЗ "УБ на ст. Тайга ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтвержден материалами проверки, правонарушителем не опровергается.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом также доказана вина Учреждения, которая заключается в том, что у последнего имелась возможность для соблюдения обязательных требований и лицензионных условий, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований и лицензионных условий в области телематических услуг связи.

Факт совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, правонарушения, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном

правонарушении от 10.08.2015, актом от 05.08.2015 и иными материалами административного дела, в связи с чем суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Постановление вынесено должностным лицом в пределах его компетенции и компетенции административного органа. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

При указанных обстоятельствах заявление о привлечении к административной ответственности суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд назначает минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Руководствуясь статьями 168 - 170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Привлечь Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Тайга открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (652401, Кемеровская область, город Тайга, улица Щетинкина, 61, ОГРН 1044247001347, ИНН 4247004647, дата внесения записи - 03.08.2004) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду.

При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Наименование получателя платежа: УФК Минфина России по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура);

Расчетный счет: 40101810900000010001;

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск;

БИК 045004001; ИНН 5405347680; КПП 540701001;

ОКАТО: 50401000000;

Код бюджетной классификации: 415 116 90010 01 6000 140, назначение платежа: административный штраф На решение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья

В.В.ВЛАСОВ