Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram

Общество с ограниченной ответственности "ВитаДент" 14.12.2015 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2015 г. по делу N А63-12262/2015

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марьевым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, г. Ставрополь к обществу с ограниченной ответственности "ВитаДент", г. Ставрополь, ОГРН 1052604270950, ИНН 2635083892, о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, при участии представителя заявителя Лягушкиной Н.В. по доверенности от 26.01.2015 N 17, представителя заинтересованного лица Мрвалевич Е.П. по доверенности от 29.10.2015, представителя Росздравнадзора - начальника отдела государственного контроля организации медицинской помощи населению территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю Перцевой О.И. по удостоверению от 28.03.2013 N 3,

установил:

комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, г. Ставрополь (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВитаДент", г. Ставрополь (далее - общество, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представители заявителя на требованиях настаивали, просили привлечь заинтересованное лицо к административной ответственности.

Поверенный Росздравнадзора дал устные пояснения относительно проведенной проверки.

Поверенный заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Полагал, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности. Также пояснил, что не возражает против того, что директора общества уведомляли о составлении протокола. Подтвердил, что директор должным образом извещен о времени и месте составления протокола.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании приказа от 05.08.2015 N 478-о/д о проведении внеплановой документарной проверки с 19.08.2015 по 01.09.2015 Территориальным органом Росздравнадзора по Ставропольскому краю проведена проверка общества с целью выяснения обстоятельств, изложенных в обращениях Погореловой М.В., Телятникова О.В.

В ходе проведения проверки комитетом выявлены следующие нарушения:

подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании): у заместителя генерального директора Петеневой Татьяны Валентиновны отсутствуют документы о дополнительном профессиональном образовании и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании, выразившееся в том, что у заведующего отделения Валиева Руслана Казбековича стаж работы по специальности "стоматология общей практики" менее 5 лет;

подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании, пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), пунктов 2, 3 Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями и пункта 5 приложения N 1 к приказу Минздрава России от 13.11.2012 г. N 910 н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями", выразившееся в том, что обществом не соблюдается порядок оказания медицинской помощи, а именно: пациенту Телятникову Э. не выдано направление на лечение в учреждение здравоохранения, имеющее условия для оказания стоматологической помощи детям с проведением общего обезболивания. В ходе изучения медицинской карты стоматологического больного N 6354 Телятникова Э. установлено, что пациент осмотрен врачом - стоматологом детским 08.07.2015 г., установлен диагноз: "Хронический апикальный периодонтит 64 зуба (в стадии обострения). Имеется запись о том, что ребенок не позволяет оказать помощь в силу предыдущего негативного опыта лечения и невротического статуса (невроз навязчивых движений), рекомендовано: лечении зуба в условиях общего обезболивания. В обществе условий для оказания стоматологической помощи детям с применением общего обезболивания нет, в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: анестезиологии и реаниматологии. Направление на лечение в учреждение здравоохранения, имеющее условия для оказания стоматологической помощи детям с проведением общего обезболивания, не выдано;

подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании, статей 11, 90 Закона N 323-ФЗ, подпункта 4.22 пункта 4 приказа Минздрава России от 05.05.2012 N 502 н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", выразившееся в несоблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно: организация и порядок проведения внутреннего контроля качества в обществе не соответствует действующему законодательству. Так, в документах используются не действующие нормативно-правовые документы, отсутствует положение о контроле качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении, не разработаны критерии оценки качества медицинской помощи. Также не проведен контроль качества предоставленной Телятникову Э. медицинской услуги - 10.07.2015, после проведенной операции не выполнено контрольное рентгенологическое исследование, что в последующем причинило вред здоровью ребенка. В течение нескольких суток ребенок испытывал острую зубную боль. Также при обращении родителей с просьбой оказать медицинскую помощь ребенку при острой боли, им было отказано в ее предоставлении. Согласно статье 11 Закона N 323-Ф3 медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается;

подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании, выразившееся в несоблюдении установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, а именно: в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" объем оказанных стоматологических услуг пациенту Телятникову Эмилю не соответствует перечню оплаченных стоматологических услуг общества. Данные в первичной-медицинской документации об объеме оказанных стоматологических услуг Телятникову Э. в ООО "ВитаДент" (консультация врача стоматолога детского 08.07.2015 г., 11.07.2015 г., рентгенография 64 зуба 08.07.2015 г., 11.07.2015 г.) не соответствует перечню оплаченных стоматологических услуг в обществе (снятие мягкого зубного налета, лечение каналов многокорневого молочного зуба, реставрация молочного зуба после эндодонтического лечения, ампутационный метод лечения пульпита с использованием пульпотека). Родителями Телятникова Э. оплачены стоматологические услуги в обществе в размере 22 260 рублей, что подтверждается актом о приеме выполненных работ N 0000008157 от 10 июля 2015 г. к договору N 3485 от 08 июля 2015 г.

По указанному факту Росздравнадзором составлен акт проверки от 01.09.2015, выдано предписание об устранении нарушений от 01.09.2015.

После этого указанные документы направлены Росздравнадзором в комитет для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении.

Комитет направил обществу уведомление от 11.09.2015, в котором сообщил, что 21.09.2015 с 09 часов 00 минут по 18 часов 00 минут будет составлен протокол об административном правонарушении.

21 сентября 2015 года комитет в отношении общества составил протокол об административном правонарушении N 100 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, после чего комитет обратился в суд с данными требованиями.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Медицинская деятельность подлежит лицензированию на основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).

В силу части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), в соответствии с пунктом 6 которого осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в1" пункта 5 Положения о лицензировании, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Подпунктами "в", "г" пункта 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:

наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (подпункт "в" пункта 4 Положения) (подпункт "в" пункта 4 Положения);

наличие у лиц, указанных в подпункте "в" данного пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования (подпункт "г" пункта 4 Положения).

Подпунктами "а", "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Согласно статье 11 Закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

В силу пункта 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Статьей 90 Закона N 323-ФЗ установлено, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 910н утвержден Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями (далее - Порядок) и Правила организации деятельности детского стоматологического кабинета (далее - Правила). Так, пунктом 5 Правил определено, что кабинет осуществляет следующие функции: оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи детям; при наличии медицинских показаний - направление детей в медицинские организации для проведения консультаций врачами-специалистами по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н; диспансерное наблюдение детей; при наличии медицинских показаний - направление детей для оказания медицинской помощи в стационарных условиях; при наличии медицинских показаний - направление детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и деформациями к врачу-ортодонту на профилактику и лечение; направление на протезирование детей с разрушенными коронками зубов к врачу-ортодонту, а при его отсутствии - к врачу-стоматологу общей практики; участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости и инвалидности у детей; внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей; проведение санитарно-просветительной работы среди детей и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики, ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей и формированию здорового образа жизни; ведение учетной и отчетной документации и предоставление отчетов о деятельности Кабинета.

В силу пунктов 2, 3 Порядка медицинская помощь детям оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Медицинская помощь детям может оказываться в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Как указано в подпункте 4.22 пункта 4 приказа Минздрава России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" врачебная комиссия осуществляет организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заинтересованное лицо нарушило вышеперечисленные нормы закона при осуществлении медицинской деятельности. Указанные нарушения повлекли за собой возникновение угрозы причинения вреда здоровью ребенка - Телятникова Э., следовательно, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве, судом не принимаются, поскольку не опровергают доводов заявления комитета и установленных фактических обстоятельств по делу. Так, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие генерального директора при том, что директор был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола, не является процессуальным нарушением статьи 28.2 КоАП РФ. У заместителя генерального директора общества Петеневой Т.В. на момент проверки и на дату рассмотрения спора по существу отсутствовал документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье". Пациенту Телятникову Э. не выдано направление на лечение в учреждение здравоохранения, имеющее условия для оказания стоматологической помощи детям с проведением общего обезболивания, а вместо этого выдано направление в клинику ГБУЗ СК "Городская детская клиническая больница имени Г.К. Филиппского" города Ставрополя, у которой также отсутствовали условия для оказания надлежащей стоматологической помощи. Возврат денежных средств законному представителю Телятникова Э. - Телятникову О.В. в сумме 22 260 рублей не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Заинтересованное лицо должным образом уведомлялось о времени и месте составления протокола.

На основании изложенного, суд находит требование комитета законным и обоснованным.

Судом установлено, что общество впервые привлекается к административной ответственности (смягчающее обстоятельство), в связи с чем считает возможным привлечь его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Руководствуясь статьей 2.10, частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственности "ВитаДент", г. Ставрополь, ул. Мира, 338 а, ОГРН 1052604270950, ИНН 2635083892, зарегистрированное в качестве юридического лица 31.10.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Ставрополя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк плательщика ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю, БИК 040702001, ИНН 2636055263, КПП 263501001, р/с 40101810300000010005, получатель: УФК по Ставропольскому краю (комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию) г. Ставрополь, КБК 01011690040040000140, ОКТМО г. Ставрополя 07715000001.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

Л.В.БЫКОДОРОВА