Общество с ограниченной ответственностью "Аполлония 25.12.2015 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размер 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 декабря 2015 г. по делу N А45-25230/2015

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2015 года

Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Векшенкова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красноперовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Аполлония" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при участии представителей сторон: заявителя - Слугина Т.В., по доверенности от 17.12.2015 N 9, удостоверение; заинтересованного лица - не явился, извещен

установил:

министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - заявитель, Минздрав НСО, министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аполлония" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Аполлония", общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы тем, что общество осуществляло медицинскую деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на заявление не представило. Дело рассмотрено в отсутствие указанного участника арбитражного процесса в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Министерством здравоохранения Новосибирской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положением о министерстве здравоохранения Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 N 148, на основании приказа министра здравоохранения Новосибирской области от от 24.09.2015 N 2904 проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности обществом с ограниченной ответственностью "Аполлония", имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В ходе проверки были выявлены факты осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) от 06.05.2015 N ЛО-54-01-003275, зафиксированные в акте проверки от 13.11.2015, а именно, в нарушение подпунктов "в", "е", "и" пункта 4, подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании):

- у руководителя общества, иного лица, ответственного за осуществление медицинской деятельности отсутствует высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье",

- обществом допущено оказание медицинских услуг с использованием медицинского оборудования, которое не проходило техническое обслуживание и поверку средств измерений,

- обществом допущено осуществление медицинской деятельности в отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности,

- обществом нарушается установленный порядок предоставления платных медицинских услуг.

13.11.2015 заявителем, в присутствии законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В порядке абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы в Арбитражный суд Новосибирской области для рассмотрения вопроса о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аполлония" к административной ответственности.

Исследовав представленные в дело доказательства, проанализировав действующее законодательство, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Закона N 99-ФЗ).

Порядок лицензирования деятельности и лицензионные требования определены Положением о лицензировании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).

Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 4 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются, в том числе, наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

В ходе проверки организацией не были представлены документы, подтверждающие наличие необходимого высшего медицинского образования, послевузовского образования, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" у руководителя, заместителя руководителя организации или иного работника, ответственного за осуществление медицинской деятельности в организации.

Согласно подпункту "е" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

В ходе проверки организацией не были представлены документы, подтверждающие периодическое и текущее техническое обслуживание используемой обществом медицинской техники в соответствии с Методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Минздравом РФ 24.03.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003.

В силу подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием является наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В ходе проверки организацией не были представлены документы, подтверждающие наличие внутреннего контроля качества.

На основании статьи 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. При этом определение порядка проведения такого контроля отдается на усмотрение руководителей соответствующих органов и организаций.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является требование о соблюдении установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

В ходе проверки установлено, что у общества отсутствует сайт медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что свидетельствует о не соблюдении требования о размещении информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах, установленных пунктом 11 раздела III правил предоставления медицинскими организациями медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Факт административного правонарушения подтверждается следующими документами, имеющимися в материалах дела: актом проверки от 13.11.2015, пояснительной запиской директора ООО "Аполлония" от 13.11.2015, решением учредителя ООО "Аполлония", лицензией ООО "Аполлония" на осуществление медицинской деятельности; штатным расписанием ООО "Аполлония" от 25.12.2014, табелем учета рабочего времени ООО "Аполлония" август - октябрь 2015, документов о профессиональном образовании Соколовской Г.А.; трудовым договором Щербы Е.В., документов о профессиональном образовании Щербы Е.В., договором N 22 Н/СС от 17.02.2010 с ООО "Центр Технической поддержки ИМС" с приложением, договором N 21-15-КТ от 12.10.2015 с ООО "Тормед" с приложением; фрагментом журнала приема пациентов ООО "Аполлония" за октябрь 2015, медицинскими картами.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях организации события правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.

Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

Доказательств того, что организация не имела возможности для соблюдения норм и правил законодательства о лицензировании, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и ей были приняты все зависящую от нее меры по их соблюдению, ООО "Аполлония" в материалы дела не представило.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанными наличие вины ООО "Аполлония" в совершении административного правонарушения и наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, допущенных министерством при проведении проверки, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в присутствии законного представителя общества.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

Совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности, в данном случае медицинской деятельности. Соблюдение требований и ограничений, связанных с осуществлением вышеуказанного вида деятельности является обязательным для достижения целей нормативного регулирования общественных отношений в этой области. Возможность неисполнения ООО "Аполлония" указанных требований и обязанностей, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

В материалах дела не содержатся сведения о каких-либо исключительных обстоятельствах для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.

Нарушение норм права, направленных на обеспечение сохранности жизни и здоровья населения, не может квалифицироваться как малозначительное правонарушение, поэтому статья 2.9 КоАП РФ не подлежит применению.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО "Аполлония" к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

При определении наказания судом учитывается, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность в ходе судебного разбирательства не установлено, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: совершение административного правонарушения впервые, принимая во внимание, что соблюдение требований в области здравоохранения направлено на обеспечение сохранности жизни и здоровья населения, суд, исходя из положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано уплатить административный штраф и предоставить суду сведения о добровольной уплате штрафа в срок не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается в силу статьи 208 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 29.1, 29.6 - 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Аполлония", зарегистрированного по адресу: 632382, Новосибирская область, г. Куйбышев, Квартал 2, д. 4 (ОГРН 1055471001178, ИНН 5452111467), к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить штраф в размер 40 000 рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа - УФК по Новосибирской области (министерство здравоохранения Новосибирской области, л/с 04512053560), ИНН 5406635579, КПП 540601001, р/с 40101810900000010001 в Сибирском ГУ Банка России, г. Новосибирск, БИК 045004001, ОКТМО 50701000, код дохода 12611690020020000140.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Д.В.ВЕКШЕНКОВ