Открытое акционерное общество "Ульяновсккурорт" 01.02.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 февраля 2016 г. по делу N А72-16372/2015

Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2016

Решение изготовлено в полном объеме 01.02.2016

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Соловьевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Ульяновской области (ОГРН 1027301185570, ИНН 7325000951) к Открытому акционерному обществу "Ульяновсккурорт" (ОГРН 1027301171094, ИНН 7325007322) о привлечении к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - не явились, уведомлены, от ответчика - Кудашева Е.П. по доверенности N 162 от 24.12.2015 сроком до 31.12.2016, паспорт.

установил:

Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее по тексту - заявитель, Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ Открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт" (далее - ответчик, Общество, лицензиат).

Явка представителя заявителя в судебное заседание не обеспечена, извещены надлежащим образом по правилам ст. 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области http://ulyanovsk.arbitr.ru. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя, настаивая за удовлетворении заявления.

Представитель Общества в судебном заседании после непосредственного исследования судом всех доказательств по делу против события правонарушения и его доказанности не возражал, просил смягчить наказание.

Спор рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, по имеющимся доказательствам.

Из дела усматривается, что Общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-73-01-001326 от 25.02.2015, выданной Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области. До переоформления на данную лицензию Общество осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-73-01-001027 от 30.12.2013, выданной Министерством здравоохранения социального развития и спорта Ульяновской области.

В ходе внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, проведенной специалистами Министерства здравоохранения Ульяновской области в период с 30.10.2015 по 10.11.2015 в отношении ОАО "Ульяновсккурорт" на основании обращения гражданки, выявлен ряд нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, регламентированных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение о лицензировании).

Составлен акт проверки от 10.11.2015 N 01-346/с в котором зафиксированы выявленные нарушения. Обществу выдано предписание от 10.11.2015 с указанием на необходимость устранить выявленные в ходе проверки нарушения, отраженные в акте, и сообщить в Министерство о выполнении предписания в срок до 16.12.2015 (включительно).

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 10.11.2015 N 237. Присутствовавший при составлении протокола представитель по доверенности от Общества в письменных пояснениях указал, что объяснения по существу нарушений будут даны в суде.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 10.11.2015 N 237, Обществу вменяются следующие нарушения, выявленные в ходе проверки:

- Подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании - наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Медицинская сестра, осуществляющая свою деятельность в кабинете физиотерапии (глинолечение), не имеет сертификата по специальности "Физиотерапия".

- Подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании - наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

Не представлено документов, подтверждающих работоспособность и пригодность оборудования, необходимого для выполнения работ (услуг) по физиотерапии (глинотерапии).

- Подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании - соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в Обществе носит фиктивный характер, что выразилось в следующем.

Представленная история болезни санаторно-курортного больного N 4689-14 оформлена с нарушениями. Данные нарушения подробно изложены в протоколе об административном правонарушении.

Право на неприкосновенность частной жизни (статья 23, часть 1, Конституции Российской Федерации) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Учитывая положение Конституции РФ, суд считает неподлежащим указанию в настоящем общедоступном судебном акте сведений о диагнозах, симптомах заболеваний пациента, изложенных в протоколе об административном правонарушении.

В результате анализа данной документации специалистами Министерства сделан вывод о том, что клиническая симптоматика, данные объективного осмотра и инструментальных методов исследования, не были приняты во внимание, соответствующий диагноз выставлен не был, необходимое лечение пациентом получено не было.

Суд соглашается с указанным выводом, поскольку он полностью подтверждаются совокупностью доказательств, представленных в материалы дела административным органом.

Имеющееся в Обществе Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное 20.01.2014 генеральным директором ОАО "Ульяновсккурорт" Р.А. Дунаевым, нарушается.

Данные нарушения, также подробно изложенные в протоколе об административном правонарушении на примере конкретной истории болезни, суд по вышеуказанным мотивам в настоящем общедоступном судебном акте не приводит.

В результате анализа указанной документации специалистами Министерства сделан вывод о том, что ни в представленной карте санаторно-курортного больного, ни в документах, подтверждающих осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, не представлены данные, подтверждающие проведение анализа причин возникновения травмы, полученной пациентом в ОАО "Ульяновсккурорт". Руководством Общества не разработан комплекс мероприятий по предупреждению дальнейших случаев возникновения подобных травм при получении лечебных процедур в ОАО "Ульяновсккурорт". Информированное согласие на медицинское вмешательство с пациенткой оформлено не было.

Суд соглашается с указанным выводом, поскольку он полностью подтверждаются совокупностью доказательств, представленных в материалы дела административным органом.

Указанные выше нарушения подпунктов "д" и "е" пункта 4, а также подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании квалифицированы Министерством в протоколе об административном правонарушении как грубое нарушение лицензионных требований и условий, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Также, как следует из протокола об административном правонарушении, Обществу вменяется следующее нарушение, выявленное в ходе проверки:

- Подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании - соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Договор на оказание платных медицинских услуг между пациенткой и ОАО "Ульяновсккурорт" не заключался, что является нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Данное нарушение подпункта "в" пункта 5 квалифицировано в протоколе об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относится вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Из пункта 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ следует, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), определяющее порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 4 указанного Положения о лицензировании установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Пунктом 5 указанного положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.

Согласно пункту 6 Положения под грубым нарушением осуществления медицинской деятельности понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Указанные выше выявленные административным органом события, вменяемые Обществу в качестве противоправного проступка, полностью доказаны представленными в суд материалами дела и образуют состав административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации.

Факты нарушений в итоге исследования судом в судебном заседании совокупности представленных доказательств представителем Общества не оспариваются, за исключением того, что ответчик не соглашается с нарушением, выразившимся в незаключении договора на оказание платных медицинских услуг с пациенткой (анкетные данные которой приведены в протоколе об административном правонарушении).

Общество считает, что таким договором является договор купли-продажи путевки на санаторно-курортное лечение N Д085149 от 24.11.2014, согласно которому Общество обязуется предоставить санаторно-курортное лечение качественно и в полном объеме за обозначенную в договоре стоимость путевки. Под санаторно-курортной путевкой следует понимать право на получение комплекса услуг, в том числе лечение, предоставляемое санаторием на основании прейскуранта цен. Таким образом, заключив договор купли-продажи путевки на санаторно-курортное лечение N Д085149 от 24.11.2014 пациентка оплатила медицинские услуги, входящие в стоимость путевки, по выбранной программе лечения.

Данное нарушение подпункта "в" пункта 5 квалифицировано в протоколе об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Оценивая данный довод, суд отмечает, что порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг, в частности Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг установлен Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Согласно пункту 2 Правил "платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

При этом пунктом 16 Правил предусмотрено, что договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

В пункте 17 Правил перечислены положения (условия), которые должен содержать договор.

Договор купли-продажи путевки на санаторно-курортное лечение N Д085149 от 24.11.2014, на который ссылается ответчик, не содержит целого ряда таких положений (условий). В частности в нем отсутствуют:

- номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа (подпункт "а" пункта 17 Правил);

- перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором (подпункт "в" пункта 17 Правил);

- ответственность сторон за невыполнение условий договора (подпункт "ж" пункта 17 Правил - не указана ответственность исполнителя - Общества);

- порядок изменения и расторжения договора (подпункт "з" пункта 17 Правил).

Следовательно, договор купли-продажи путевки на санаторно-курортное лечение N Д085149 от 24.11.2014 нельзя признать тождественным договору на оказание платных медицинских услуг, поскольку он не содержит целого ряда императивно установленных законом положений (условий) такого рода договоров.

Вместе с тем, как следует из материалов, дела указанный факт нарушения относится к услугам, полученным пациенткой в период с 24.11.2014 по 07.12.2014, когда и должен был заключаться указанный договор на оказание платных медицинских услуг.

Данное нарушение не может быть признано длящимся.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности за указанное нарушение, квалифицированное по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) истек.

Следовательно, в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Ульяновкой области о привлечении Открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ надлежит отказать.

Вместе с тем все иные факты нарушений, указываемые административным органом в качестве события правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, суд признает длящимся административным правонарушением, срок давности привлечения к административной ответственности по которому в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ надлежит исчислять со дня обнаружения административного правонарушения, каковым в настоящем деле является день составления соответствующим уполномоченным должностным лицом Министерства здравоохранения Ульяновкой области протокола N 237 об административном правонарушении в отношении Общества - 10.11.2015.

Следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности за совершение этого правонарушения не истек.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

С учетом данного принципа суд признает неверным вывод административного органа о том, что событие правонарушения, состоящее в том, что Обществом не представлено (у него отсутствуют) документы, подтверждающие работоспособность и пригодность оборудования, необходимого для выполнения работ (услуг) по физиотерапии (глинотерапии), должно быть отнесено к нарушению подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании - наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

Существо события данного указываемого административным органом нарушения и требование подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании не являются тождественными.

С учетом доказательств по делу и пояснений представителя Министерства в судебном заседании, а также его дополнительных письменных пояснений, указанное нарушение непосредственно выразилось в том, что у Общества отсутствуют данные о наличии регистрационного удостоверения на грязенагреватель "Каскад-ГР40", использовавшийся при оказании услуг по глинолечению.

Однако, данное событие не может быть приравнено к отсутствию у Общества собственных работников-специалистов, производящих квалифицированное техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), либо к отсутствию договоров с соответствующими специалистами (организациями) на квалифицированное техническое обслуживание.

С учетом изложенного, указанное событие нарушения суд исключает из состава вмененного Обществу административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ Вместе с тем нарушение подпункта "д" пункта 4, а также подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании образуют в содеянном Обществом, исходя из изложенных выше норм закона, состав грубого нарушения лицензионных требований и условий, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Полностью подтверждается материалами дела факт совершения вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, что выразилось в несоблюдении (нарушении) требований подпункта "д" пункта 4, а также подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Общество не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих правил и норм.

По рассматриваемому делу у суда не имеется никаких сомнений в виновности Общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.

Судом не установлено каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой признание недопустимыми доказательств, собранных стороной заявителя и представленных суду в подтверждение виновности Общества.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Каких-либо исключительных обстоятельств, которые могли бы служить основаниями для применения по настоящему делу правил ст. 2.9 КоАП РФ о признании административного правонарушения малозначительным и освобождении правонарушителя от ответственности, суд не усматривает.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ, вступившего в законную силу с 29.12.2015, предусматривает более строгое административное наказание, следовательно исходя из требований ч.ч. 1 и 2 ст. 1.7 КоАП РФ содеянное Обществом подлежит правовой квалификации по ранее действовавшему, более мягкому административному закону, действовавшему во время совершения Обществом данного административного правонарушения, то есть по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, предусматривавшей санкцию для юридических лиц в виде административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьями 3.12, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушением административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушением, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, всех обстоятельств дела, суд считает, что административное наказание в виде назначения штрафа в сумме 40 000 руб., в данном случае сможет обеспечить достижение целей административного наказания.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 171, 176, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Привлечь Открытое акционерное общество "Ульяновсккурорт" (ОГРН 1027301171094, ИНН 7325007322, юридический адрес: 433341, Ульяновская область, Ульяновский район, село Ундоры, улица Санаторий им. В.И. Ленина, строение 1; зарегистрировано ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска 01.12.2015) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере в размере 40 000 (сорок тысяч) руб. 00 коп.

В удовлетворении требований Министерства здравоохранения Ульяновкой области о привлечении Открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.

Срок для добровольной уплаты суммы штрафа - 60 дней со дня вступления решения в законную силу.

Банковские реквизиты для оплаты штрафа: Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Министерство здравоохранения Ульяновкой области); л/счет 04682200130; ИНН 7325000951, КПП 732501001; БИК 047308001; номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск; назначение платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов; КБК 26111690040040000140.

При добровольной уплате штрафа подлинную квитанцию представить в суд.

Неуплата штрафа в установленный срок подпадает под действие ст. 20.25 КоАП РФ.

При непредставлении доказательств уплаты штрафа в установленном порядке решение будет обращено судом к принудительному взысканию.

Судья

В.А.КОРАСТЕЛЕВ