Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" 25.01.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2016 г. по делу N А65-27349/2015

Дата принятия решения - 18 января 2016 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хасанова А.Р., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021602841402, ИНН 1654017170) к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 7", г. Набережные Челны (ОГРН 1021602022089, ИНН 1650059243) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

установил:

Министерство здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 7", г. Набережные Челны (ОГРН 1021602022089, ИНН 1650059243) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства Заявитель ходатайств не заявил.

Ответчик представил отзыв, который судом приобщены к материалам дела.

Определением от 18.11.2015 о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 227, 228 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил, что 29.10.2015 заявителем в отношении ответчика на основании распоряжения N 979 от 15.10.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В ходе проведения проверки административным органом обнаружено, что ответчик осуществляет деятельность с нарушением лицензионных требований, а именно:

- оснащение структурных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемую деятельность, не соответствует стандартам оснащения, утвержденным соответствующими приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. 905н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология"; приказ Министерства здравоохранения приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 902н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. 924н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология"; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", что исключает возможность соблюдения стандартов медицинской помощи при оказании медицинской помощи и проведении медицинских осмотров (подпункт "б" пункта 4 и подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291);

- штатное расписание и структура лицензиата не соответствуют Правилам организации деятельности поликлиники, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", что исключает возможность соблюдения стандартов медицинской помощи при оказании медицинской помощи и проведении в полном объеме медицинских осмотров (подпункты "д" и "ж" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291);

- не соблюдаются Порядки оказания медицинской помощи, утвержденные соответствующими приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. 905н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология"; приказ Министерства здравоохранения приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 902н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. 924н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология"; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях") в части кадрового обеспечения деятельности лицензиата, в части соответствия стандартов оснащения медицинских подразделений лицензиата, в части соблюдения стандартов медицинской помощи, в части ведения установленной учетной и отчетной медицинской документации (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291);

- отсутствует установленный руководителем организации порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, организация деятельности врачебной комиссии лицензиата не соответствует Порядку создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н (подпункт "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291);

- лицензиатом не соблюдаются Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006, - не обеспечивается соответствие предоставляемых платных медицинских услуг стандартам медицинской помощи, при предоставлении платных медицинских услуг не соблюдаются порядки оказания медицинской помощи, договор возмездного оказания услуг не содержит в полном объеме сведения, предусмотренные пунктом 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, основания для предоставления платных медицинских услуг не соответствуют ч. 5 ст. 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (подпункт "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291);

- не ведется в полном объеме установленная законодательством об охране здоровья граждан учетная и отчетная медицинская документация, формы медицинской документации не соответствуют утвержденным образцам, ведение документов не соответствует инструкциям к заполнению форм первичной медицинской документации (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291).По результатам проверки заявителем составлен акт проверки N 10-16-01-001943 от 22.10.2015, протокол об административном правонарушении от 22.10.2015.

На основании протокола об административном правонарушении от 29.10.2015 заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пп. "б", "д", "ж" п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.

Согласно пп. "а", "б", "в" п. 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Основываясь на изложенном, суд считает, что данные действия образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Ответчик не представил доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего лицензионного законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что их соблюдение было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт осуществления ответчиком лицензируемой деятельности с нарушением условий и требований, установленных указанным выше законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности.

Поскольку факты правонарушений, совершенных лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено, административный орган действовал законно в пределах предоставленных полномочий.

Также суд, исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

При этом, суд отмечает, что немотивированные случаи отказа в привлечении к административной ответственности по малозначительности неизбежно ведут к формированию у поднадзорных субъектов халатного отношения к исполнению своих обязанностей, с одновременным укреплением в сознании уверенности в собственной безнаказанности.

Необоснованное применение ст. 2.9 КоАП РФ противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах ответчику надлежало действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение, учитывать возможные последствия своих действий (бездействия). Ответчик небрежно отнесся к установленным законом обязанностям.

Ответчик не представил доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего лицензионного законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что их соблюдение было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

При таких обстоятельствах названное правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ; применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, принимая во внимание те обстоятельства, что сведений об отягчающих вину обстоятельствах материалы административного дела не содержат, правонарушение совершено впервые, факт признания ответчиком правонарушения, отсутствие соответствующего финансирования, суд считает правомерным назначить минимальное административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167 - 170, 216, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

решил:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7", г. Набережные Челны, находящееся по адресу: 423827, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Яшьлек, д. 13, корп. 26/13, основной государственный регистрационный номер 1021602022089, ИНН 1650059243, дата государственной регистрации 14.11.2002, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья

А.Р.ХАСАНОВ