Общество с ограниченной ответственностью "Смайл" 06.04.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. по делу N А48-776/2016
Резолютивная часть решения оглашена 01 апреля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Ю.В. Полиноги, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной О.А., рассмотрев дело по заявлению Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, г. Орел, пл. Ленина, д. 1) к Обществу с ограниченной ответственностью "Смайл" (ОГРН 1115753000703, г. Орел, ул. С. Шаумяна, д. 37) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ при участии: от заявителя - представитель Киреева М.П. (доверенность от 21.01.2016 N 62-01-21/195); от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом.
установил:
Департамент здравоохранения Орловской области (далее - ответчик, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявление о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Смайл" (далее - ответчик, Общество, ООО "Смайл") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Требования заявителя мотивированы тем, что при проведении плановой выездной проверки ООО "Смайл" были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а именно: подпунктов "б", "в", "д", "е", "и" пункта 4; подпунктов "а", "б", "в" пункта 5.
Общество в судебное заседание не явилось, извещено по правилам статей 121 - 123 АПК РФ надлежащим образом, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует его проведению.
Общество представило отзыв, в котором указало, что должность главного врача занимает Анашкин Д.Ю., что подтверждается трудовым договором от 11.01.2013, приказом N 8 от 11.01.2013, должностной инструкцией, директором Общества при составлении протокола об административном правонарушении были представлены документы, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к должности главного врача. Таким образом, по мнению Общества, довод о невозможности определения лица, осуществляющего фактическую деятельность главного врача не состоятелен.
ООО "Смайл" ссылается на то, что по истечении действия сроков сертификатов Солдатов С.В., Желудков И.С. прием не осуществляли. Также Общество ссылается на то, что имеется действующий договор на оказание услуг по изготовлению зуботехнических изделий с ИП Шульга М.Л.
ООО "Смайл" со ссылками на положения частей 3 и 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ просит арбитражный суд снизить размер административного штрафа.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ООО "Смайл" имеет лицензию N ЛО-57-01-000512 на осуществление медицинской деятельности, выданную 20.12.2012 Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области.
Департаментом 17.12.2015 вынесен приказ N 851/4 о проведении плановой выездной проверки соблюдения ООО "Смайл" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
Проверка проводилась с целью исполнения утвержденного от 30.11.2015 " 7-15-2015 Прокуратурой Орловской области плана проведения плановых проверок Департамента здравоохранения Орловской области на 2016 год.
Срок проведения проверки с 27.01.2016 по 01.02.2016.
Уведомление о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Смайл" с приказом от 17.12.2015 N 851/4 направлено в адрес Общества, что подтверждается почтовой квитанцией от 23.12.2015.
Также вышеназванные приказ и уведомление получены директором Общества Желудковым И.С. 21.01.2016, о чем имеются соответствующие отметки.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а именно:
1) нарушения пп. "б" п. 4 (наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке): фактически при проведении проверки выявлено наличие оборудования, предусмотренного порядком оказания медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2011 N 1496 и "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях", однако, документов, подтверждающих принадлежащие лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий, предусмотренных порядком (имеющихся в наличии) не представлено;
2) нарушения пп. "в" п. 4 (наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"): у главного врача ООО "Смайл" Желудкова И.С. отсутствуют документы, подтверждающие наличие дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье";
3) нарушения пп. "д" п. 4 (наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке): при проведении проверки трудовые договора и документы об образовании на операционную сестру, медицинскую сестру и врача стоматолога общей практики не представлены; осуществление безлицензионной деятельности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по стоматологии и стоматологии профилактической;
4) нарушения пп. "е" п. 4 (наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности): в штате ООО "Смайл" специалисты, осуществляющие техническое обслуживание медицинской техники, отсутствуют. В ходе проверки представлен договор с ООО "Торговый дом ВладМиВа" от 01.08.2011 N 12/ОС на техническое обслуживание стоматологического оборудования, а также акт технического состояния стоматологического оборудования от 01.08.201, в ходе технического освидетельствования которого выявлено, что изделия медицинской техники, а именно: Установка стоматологическая TS 6830 N 6221, N 6556-2 шт.; Камера УФ бактерицидная КБ-02-"Я"-ФП зав. N 31195; Стерилизатор воздушный ГП-20 зав. N 1180; Компрессор DK 50 зав. N Е 5559, N Е 5572-2 шт.; Рециркулятор РБ-06Я-ФП-1 зав. N 18521 К; Камера КБ-02 для хранения стерил. инструмента/настольная/ зав. N 28742 находятся в технически исправном состоянии (т.е. вышеперечисленная медицинская техника в ООО "Смайл" не подвергалась техническому обслуживанию более 4-х лет). Остальная медицинская техника, предусмотренная Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н (и имеющаяся фактически в наличии) не подвергалась проверке вообще;
5) нарушения пп. "и" п. 4 (наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности): в ходе проверки установлено что, в ООО "Смайл" для осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности врачебная комиссия отсутствует; договора гражданско-правового характера с другой медицинской организацией для осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе на оказание услуг по контролю качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий при оказании стоматологической помощи представлено не было;
6) нарушения пп. "а" п. 5 (соблюдение порядков оказания медицинской помощи): отсутствие трудового договора, документов о профессиональном образовании, соответствующие требованиям и характеру выполняемых медицинских работ (услуг) и сертификата специалиста по стоматологии общей практики;
7) нарушения пп. "б" п. 5 (соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности): несоблюдение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ввиду отсутствия установленного руководителем ООО "Смайл" порядка его осуществления;
8) нарушения пп. "в" п. 5 (соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг): договора на оказание платных медицинских услуг в ООО "Смайл" оформлены с нарушением требований Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.
По результатам проверки Департаментом составлен акт проверки от 01.02.2016 N 4-16/М-пл.
С актом проверки ознакомлен и копию получил 01.02.2016 директор ООО "Смайл" Желудков И.С., о чем имеется соответствующая отметка в акте проверки.
Директору ООО "Смайл" Желудкову И.С. вручено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, назначенном на 03.02.2016 в 15 час. 00 мин., что подтверждается соответствующей отметкой на уведомлении.
Начальником отдела лицензирования отдельных видов деятельности Департамента Лялюхиной А.Н. в присутствии директора ООО "Смайл" Желудкова И.С. 03.02.2016 составлен протокол N 5 об административном правонарушении, согласно которому ООО "Смайл" не предприняты меры по соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, регламентированных постановлением правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выявлен факт совершения административного правонарушения ООО "Смайл" по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Директору Общества Желудкову И.С. разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, копия протокола ему вручена, о чем имеются соответствующие отметки в протоколе об административном правонарушении от 03.02.2016 N 5.
В соответствии с указом Губернатора Орловской области от 22 ноября 2014 года N 448 "О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области" Департамент здравоохранения Орловской области является правопреемником Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в сфере охраны здоровья.
Подпунктом 1 пункта 5.13 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 399, Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук).
В соответствии с пунктом 1 Положения об отделе лицензирования отдельных видов деятельности Департамента здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 20.02.2015 N 80, отдел лицензирования отдельных видов деятельности (далее - Отдел) является структурным подразделением Департамента здравоохранения Орловской области.
Пунктом 4 данного положения установлено, что основной задачей Отдела является реализация осуществления Департаментом здравоохранения Орловской области полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности.
В силу части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ направлены заявителем в арбитражный суд, к подведомственности которого в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 КоАП установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Аналогичные положения установлены статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон N 99-ФЗ), согласно пункту 11 которой исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере лицензируемой предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.
Статьей 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п. 3 ст. 3).
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также лицензионные требования и условия указанной деятельности установлены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.
Согласно пункту "б" части 2 Положения о лицензировании лицензирование медицинской деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - по 31 декабря 2012 г. включительно;
медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - с 1 января 2013 г.;
индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 4 Положения о лицензировании установлены требования предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также, в частности: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
В силу подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании одним из требованием, предъявляемым к лицензиату является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
В ходе проверки Департаменту ООО "Смайл" представлены сведения об оснащении медицинской техникой Общества: установка стоматологическая TS 6830 N 6221, N 6556 3 шт.; камера УФ бактерицидная КБ-02-"Я"-ФП - 2 шт.; стерилизатор воздушный ГП-20-1 шт.; компрессор DK 5 0-3 шт.; Рециркулятор РБ-06Я-ФП-1-2 шт.
При проведении проверки Департаментом выявлено наличие оборудования, предусмотренного Порядком оказания медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2011 N 1496 и "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях".
Вместе с тем, ни Департаменту в ходе проверки, ни арбитражному суду Обществом не представлены документы подтверждающие принадлежность ему на праве собственности или ином законном основании медицинского оборудования.
Таким образом, Обществом нарушен подпункт "б" пункта 4 Положения о лицензировании.
Подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании установлено, что одним из требованием, предъявляемым к лицензиату является наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
В соответствии с положениями раздела II Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, требованиями к квалификации к должности главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации являются: высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Как следует из материалов дела в соответствии с приказом от 18.04.2011 N 1 директором ООО "Смайл" является Желудков И.С.
В соответствии с представленным в материалы дела штатным расписанием на 2015 год и 2016 год в ООО "Смайл" предусмотрена должность главного врача.
ООО "Смайл" в ходе проведения выездной проверки представлен приказ от 11.01.2013 N 8, согласно которому обязанности главного врача ООО "Смайл" возложены на Желудкова И.С.
Обществом также были представлены должностная инструкция главного врача (директора) ООО "Смайл" с отметкой об ознакомлении Желудкова И.С.; диплом (дубликат) ВСГ 0084893 от 17.06.2005 по специальности "Стоматология", регистрационный номер 1913, удостоверение о прохождении клинической ординатуры по специальности "Стоматология" от 31.08.2007, регистрационный номер 80; диплом о профессиональной переподготовке ПП-1 N 463006 от 20.01.2011 по специальности "Стоматология ортопедическая", регистрационный помер 5313; сертификат А N 4414273 от 20.01.2011 по специальности "Стоматология ортопедическая", регистрационный номер 5042, сертификат действителен пять лет; сертификат А N 3386421 от 27.07.2007 по специальности "Стоматология", регистрационный помер 1069, сертификат действителен пять лет; трудовой договор N б/н от 11.01.2013 с главным врачом Желудковым И.С.; трудовой договор N б/н от 01.09.2011 с Желудковым И.С. (в трудовом договоре не указано кем принимается работник).
Документов подтверждающих наличие у Желудкова И.С. дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" в ходе проверки Обществом не представлено.
В ходе составления протокола об административном правонарушении Обществом Департаменту представлены приказ N 8 от 11.01.2013 о назначении на должность главного врача Анашкина Д.Ю.; трудовой договор с Анашкиным Д.Ю. (на должность главного врача) от 11.01.2013 и документы об образовании Анашкина Д.Ю., которые соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к должности главного врача.
Общество в отзыве на заявление указывает на тот факт, что должность главного врача в ООО "Смайл" с 11.01.2013 занимает Анашкин Д.Ю., что подтверждает приказом N 8 от 11.01.2013, должностной инструкцией.
Вместе с тем, как следует из материалов дела реквизиты (номер и дата) приказа о возложении обязанностей главного врача на Желудкова И.С. совпадают с реквизитами приказа о назначении на должность главного врача Анашкина Д.Ю.
По ходатайству заявителя определением арбитражного суда от 22.03.2016 по настоящему делу истребованы: у Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области - сведения о месте (работы) получения доходов Анашкина Дмитрия Юрьевича (работающего в ООО "Смайл") за период с 2015 года по настоящее время; у Инспекции ФНС России по г. Орлу - справка о доходах физического лица (2-НДФЛ) Анашкина Д.Ю. (работающего в ООО "Смайл") за период с 2015 года по настоящее время.
Отделением Пенсионного фонда РФ в Орловской области 31.03.2016 (согласно входящему штемпелю суда) представлены сведения в отношении застрахованного лица Анашкина Дмитрия Юрьевича, согласно которым сведения для включения в индивидуальный лицевой счет представлены следующими страхователями за период 2015 год: ЗАО "ОМИКС", ООО "СВ "ДЕНТ".
На основании вышеизложенного, материалы дела не содержат надлежащих доказательств, свидетельствующих о выполнении Анашкиным Д.Ю. обязанностей главного врача в ООО "Смайл".
Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению о лицензировании в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности входит организации здравоохранения и общественному здоровью.
Общество при выполнении работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью обязано получить лицензию на указанный вид деятельности.
В соответствии с лицензией ЛО-57-01-000512, выданной 20.12.2012, ООО "Смайл" осуществляет медицинскую деятельность по следующим видам работ (услуг): осуществляет медицинскую деятельность по следующим видам работ (услуг):
- при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: операционному делу; рентгенологии; сестринскому делу;
- при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе, при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии; стоматологии ортопедической; стоматологии терапевтической; стоматологии хирургической.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании к требованиям, предъявляемым к лицензиату, относится наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
В ходе проверки Обществом были представлены следующие документы:
1) трудовой договор N б/н от 01.09.2011 с Желудковым И.С. (в трудовом договоре не указано кем принимается работник), трудовой договор N б/н от 11.01.2013 с главным врачом Желудковым И.С.; диплом (дубликат) ВСГ 0084893 от 17.06.2005 по специальности "Стоматология", регистрационный номер 1913, удостоверение о прохождении клинической ординатуры по специальности "Стоматология" от 31.08.2007, регистрационный номер 80; диплом о профессиональной переподготовке ПП-1 N 463006 от 20.01.2011 по специальности "Стоматология ортопедическая", регистрационный помер 5313; сертификат А N 4414273 от 20.01.2011 по специальности "Стоматология ортопедическая", регистрационный номер 5042, сертификат действителен пять лет; сертификат А N 3386421 от 27.07.2007 по специальности "Стоматология", регистрационный помер 1069, сертификат действителен пять лет;
2) трудовой договор с врачом стоматологом-хирургом Солдатовым С.В.; документы о профессиональном образовании врача стоматолога-хирурга: диплом ABC 0567979 от 18.07.1997 по специальности "Стоматология", регистрационный номер 216; удостоверение N 006421 от 24.06.1998 о прохождении интернатуры по специальности "Стоматология", регистрационный номер 20; диплом о профессиональной переподготовке ПП-1 N 471825 от 27.12.2010 по специальности "Стоматология хирургическая", регистрационный номер 5240; сертификат А N 4414223 от 27.12.2010 по специальности "Стоматология хирургическая", регистрационный номер 4993, сертификат действителен пять лет;
3) трудовой договор с врачом стоматологом Баевым В.А. N б/и от 05.09.2011 (в трудовом договоре не указано кем принимается работник, документы о профессиональном образовании врача стоматолога-хирурга: диплом ABC 1948053 от 20.06.2002 по специальности "Стоматология", регистрационный номер 5; сертификат 0146060155490 от 15.06.2015 по специальности "Стоматология терапевтическая", сертификат действителен в течение пяти лет;
4) трудовой договор с зубным врачом Новиковой Н.Г. N б/н от 18.03.2013, документы о профессиональном образовании зубного врача: диплом РТ N 789607 от 30.06.1993 по специальности "Стоматология", регистрационный номер 7095; сертификат А N 1687724 от 10.12.2013 по специальности "Стоматология", действителен до 10.12.2018; удостоверение о повышении квалификации от 10.12.2013 по "Стоматологическая помощь населению"; сертификат 085714 0000340 от 03.07.2013 по специальности "Рентгенология", сертификат действителен в течение пяти лет.
При проведении проверки трудовые договора и документы об образовании на операционную сестру, медицинскую сестру и врача стоматолога общей практики не представлены.
При рассмотрении дела в арбитражном суде Обществом представлены трудовой договор с Бойко О.В. от 17.03.2014, принятой на должность операционной сестры, сертификат А N 3445971 от 09.12.2008 регистрационный номер 536 по специальности "Операционное дело", сертификат действителен пять лет, свидетельство о повышении квалификации от 06.12.2013.
В соответствии с положениями раздела III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, требованиями к квалификации к должности "операционная медицинская сестра": среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.
Вместе с тем, документов подтверждающих среднее профессиональное образование Бойко О.В. по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" Обществом не представлено, срок действия сертификата А N 3445971 от 09.12.2008 регистрационный номер 536 специалиста по специальности "Операционное дело" истек.
В ходе составления протокола об административном правонарушении ООО "Смайл" представлены документы на Кития И.И., а именно: трудовой договор от 11.01.2013 как с врачом стоматологом-ортопедом, документы об образовании по специальности стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая.
Вместе с тем, как установлено Департаментом в ходе проверки, согласно информации, размещенной на информационном стенде в ООО "Смайл", врач Кития И.И. ведет прием как "врач-стоматолог, ортопед, пародонтолог".
Как установлено Департаментом в ходе проверки, в соответствии с информацией, размещенной на информационном стенде в ООО "Смайл", Новикова Наталья Геннадьевна ведет прием как зубной врач и осуществляет услуги по специальности "Стоматологии профилактическая".
Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению о лицензировании в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности входит стоматология, стоматология профилактическая.
В тоже время в соответствии с лицензией лицензии ЛО-57-01-000512, выданной 20.12.2012, ООО "Смайл" осуществляет медицинскую деятельность по следующим видам работ (услуг):
- при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: операционному делу; рентгенологии; сестринскому делу;
- при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии; стоматологии ортопедической; стоматологии терапевтической; стоматологии хирургической.
Согласно письменным объяснениям директора Общества Желудкова И.С. от 01.02.2016 (т. 1 л.д. 142), он не знал, что вид деятельности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по стоматологии и стоматологии профилактической подлежит лицензированию.
В отзыве на заявление ответчик ссылается на то, что по истечении сроков действия сертификатов Солдатова С.В. А N 4251366 по специальности "Стоматология хирургическая", сроком действия до 27.12.2015, и А N 4251366 по специальности "Стоматология ортопедическая", сроком действия до 25.12.2015, Солдатов С.В. не осуществлял прием. По направлению "Стоматология хирургическая" прием фактически осуществлял главврач - Анашкин Д.Ю. По истечении сроков действия сертификата А N 4414273 Желудкова И.С по специальности "Стоматология ортопедическая", сроком действия до 20.01.2016, и сертификат А N 3386421 по специальности "Стоматология", сроком действия до 27.07.2012, Желудков И.С. не осуществлял прием, в штате ООО "Смайл" находится врач-стоматолог-ортопед Кития И.И., который и осуществляет прием.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в карте пациента ООО "Смайл" Алехина И.А. сделана запись от 22.01.2016, в медицинской карте пациента ООО "Смайл" Шеманова А.П. сделана запись от 26.01.2016 об оказании медицинской помощи пациенту Солдатовым С.В.; в медицинской карте пациента ООО "Смайл" Шеманова А.П. сделана запись от 27.01.2016 об осмотре пациента Желудковым И.С.
Также в ходе составления протокола об административном правонарушении ООО "Смайл" представлен трудовой договор от 17.03.2014 с врачом стоматологом-хирургом Анашкиным Д.Ю., копии документов об образовании, которые соответствуют занимаемой должности.
Департаментом при проведении проверки в ООО "Смайл" было установлено, что фактически Анашкин Д.Ю. прием не ведет (график работы медицинских работников, сведения о медицинских работниках участвующих в предоставлении медицинских услуг).
В соответствий с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. То есть, сертификат специалиста удостоверяет право на занятие медицинской деятельностью.
Соответственно истечение срока действия сертификата означает истечение срока действия специального права.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании к требованиям, предъявляемым к лицензиату, относится наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
В силу части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение.
Как установлено Департаментом и Обществом не оспаривается, в штате ООО "Смайл" специалисты, осуществляющие техническое обслуживание медицинской техники отсутствуют.
В ходе проверки Обществом представлен договор с ООО "Торговый дом ВладМиВа" от 01.08.2011 N 12/ОС на техническое обслуживание стоматологического оборудования, а также акт технического состояния стоматологического оборудования от 01.08.2011, согласно которому изделия медицинской техники, а именно: установка стоматологическая TS 6830 N 6221, N 6556-2 шт.; камера УФ бактерицидная КБ-02-"Я"-ФП зав. N 31195; стерилизатор воздушный ГП-20 зав. N 1180; компрессор DK 50 зав. N Е 5559, N Е 5572-2 шт.; рециркулятор РБ-06Я-ФП-1 зав. N 18521 К; камера КБ-02 для хранения стерил. инструмента/настольная/ зав. N 28742 находятся в технически исправном состоянии.
Доказательств проверки остальной медицинской техники Обществом не представлено.
ООО "Смайл" ни Департаменту в ходе проверки, ни суду не представлено доказательств осуществления технического обслуживания медицинской техники с 01.08.2011 по настоящее время.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 4 Положения о лицензировании к требованиям, предъявляемым к лицензиату, относится наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в форме внутреннего контроля.
В соответствии с частью 2 данной статьи контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Согласно статье 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "Смайл" установлен не был.
Доказательств обратного Обществом не представлено.
Договоры гражданско-правового характера с другой медицинской организацией для осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе на оказание услуг по контролю качества и эффективности лечебно- диагностических мероприятий при оказании стоматологической помощи, Обществом ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела арбитражным судом не представлено.
Таким образом, в Обществе отсутствует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании к требованиям, предъявляемым к лицензиату, относится соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
В ходе проверки ООО "Смайл" представлено штатное расписание на 2015 и 2016 годы, в котором предусмотрена должность врача стоматолога, на специалиста документы не представлены. Обществом предоставлен договор N 148 от 08.08.2011 на выполнение работ по изготовлению стоматологических ортопедических протезов с ООО "Вита" (лицензия выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22.03.2007, лицензия предоставлена на 5 лет, вместе с тем, срок действия данного договора истек.
Обществом представлен договор на оказание услуг по изготовлению зуботехнических изделий с ИП Шульга М.Л., вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.1 данного договора он вступает в силу с момента его подписания и действует на один календарный год, но договор не содержит даты подписания, не представлены акты выполненных работ, в соответствии с пунктом 4.1 договора, предварительные заявки Общества в соответствии с пунктом 1.1 договора.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании к требованиям, предъявляемым к лицензиату, относится соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В ходе проверки установлено, и Обществом не оспаривается, что в ООО "Смайл" для осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности врачебная комиссия отсутствует; договора гражданско-правового характера с другой медицинской организацией для осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе на оказание услуг по контролю качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий при оказании стоматологической помощи представлено не было.
При проведении проверки обнаружены нарушении требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706 н "Об утверждении правил хранении лекарственных средств", а именно:
- в нарушение пункта III.7 (Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения) гигрометры в кабинете, где хранятся лекарственные средства, отсутствуют, контролировать влажность в данном помещении не представляется возможным;
- в нарушение пункта III.8 (Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения) укладка-аптечка (посиндромные наборы) для оказания экстренной медицинской помощи не сформированы, лекарственные средства хранятся скученно без учета физико-химических свойств лекарственных средств, фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);
- нарушение п. 51. ст. VI (Особенности хранения отдельных групп лекарственных средств в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды) спирт этиловый (раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70% -100 мл) производитель ОАО "Медхимпром" хранится на одной полке совместно с другими лекарственными препаратами.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о несоблюдении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ввиду отсутствия установленного руководителем ООО "Смайл" порядка его осуществления.
Доказательств обратного Обществом не представлено.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании к требованиям, предъявляемым к лицензиату, относится соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила предоставления платных медицинских услуг).
Пунктом 17 Правила предоставления платных медицинских услуг, предусмотрены обязательные требования к форме и содержанию договора оказания платных медицинских услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правила предоставления платных медицинских услуг договор должен содержать сведения об исполнителе: наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.
Вместе с тем, договоры на оказание стоматологических услуг от 11.09.2015, от 15.01.2016 N 945, от 26.01.2016 N 5, от 19.01.2016 N б/н, от 20.01.2016 N б/н не содержат сведения об исполнителе, а именно: данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; указания перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.
Пунктом 11 Правил предоставления платных медицинских услуг, установлено, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);
б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В нарушение данной нормы, у Общества в доступной форме отсутствует информация о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ N 1382 от 19 декабря 2015 года "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", постановления Правительства Орловской области от 31 декабря 2015 года N 590 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2016 год"; на стенде представлены недостоверные данные по списку контролирующих организаций (подтверждено фотоматериалами): Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области реорганизован, сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения обществом подпунктов "б", "в", "д", "е", "и" пункта 4, подпунктов "а", "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, потенциально влекущего возникновение указанной угрозы, подтверждается материалами дела.
У ответчика имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом не установлено процессуальных нарушений заявителем процедуры привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, таких доводов не заявлено ответчиком, также не установлено истечение срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу разъяснений, данных в ункте. 16.1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам, установлению не подлежат.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, предупреждению совершения административного правонарушения, а также исключительности обстоятельств его совершения.
В материалы дела не представлено также доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение требований было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло ни предвидеть, ни предотвратить при проявлении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
ООО "Смайл" со ссылками на положения частей 3 и 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ просит арбитражный суд снизить размер административного штрафа.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Частью 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В рассматриваемом случае арбитражный суд не находит оснований для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд считает необходимым привлечь ООО "Смайл" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить административный штраф в размере 100 000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Смайл" (ОГРН 1115753000703, ИНН 5753055400, дата регистрации - 18.04.2011, место нахождения: г. Орел, ул. С. Шаумяна, д. 37) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить административный штраф в размере 100 000 руб.
Административный штраф в размере 100 000 руб. следует перечислить по следующим реквизитам:
Управление Федерального казначейства по Орловской области (Департамент здравоохранения Орловской области) Отделение Орел г. Орел ИНН 5753061308 КПП 575301001 л/с 04542249890 р/сч - 40101810100000010001 БИК 045402001 ОКТМО 54701000 ОГРН 1145749009911 КБК доходов 811-11690020020000140 Обществу с ограниченной ответственностью "Смайл" не позднее 60 дней с момента вступления решения в законную силу представить в Арбитражный суд Орловской области документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке.
В случае отсутствия сведений об уплате административного штрафа добровольно в установленный законом срок со дня вступления решения суда в законную силу, решение на основании статьи 32.2 КоАП РФ направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.
Судья
Ю.В.ПОЛИНОГА