Общество с ограниченной ответственностью "Стоматолог" 10.05.2016 года привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 мая 2016 г. по делу N А19-3458/2016

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Министерства здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, ИНН 3808172327, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 29) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТОМАТОЛОГ" (ОГРН 1073817001103, ИНН 3817031080, Иркутская область, г. Усть-Илимск, проспект Дружбы Народов, 34-132) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

установил:

Министерство здравоохранения Иркутской области (далее - министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассмотрено в порядке глав 25, 29 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Стоматолог" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1073817001103.

Общество с ограниченной ответственностью "Стоматолог" имеет лицензию (регистрационный номер N 38-01-000527 от 30.08.2007 г. на право осуществления медицинской деятельности (при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу, при осуществлении амбулаторно - поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической), сроком действия - бессрочно.

04.03.2016 г. на основании распоряжения от 29.03.2016 г. N 167-мр отношении общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог" министерством здравоохранения Иркутской области проведена внеплановая проверка с целью оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности по обращению гражданина от 15.01.2016 г. N 54-38-65/6.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований, а именно: - отсутствует сертификат специалиста по профилю "организация здравоохранения и общественное здоровье" у руководителя организации либо лица, ответственного за медицинскую деятельность, что является нарушением пп. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"; - отсутствует необходимое оборудование, предусмотренное стандартом оснащения кабинета терапевтической стоматологии, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях", что является нарушением пп "б" п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"; - отсутствуют электродонтометр (аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы), апекслокатор, коронкосниматель, инъектор стоматологический для карпульной анестезии, набор инструментов для трахеотомии, очки защитные, набор для утилизации шприцов, грелки стоматологической спиртовой, набор аппаратов, инструментов, медикаментов, методических материалов и документов для оказания экстренной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни (укладка-аптечка для оказания экстренной помощи при общесоматических осложнениях в условиях стоматологических кабинетов), аптечки анти-Спид, что является нарушением требований пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"; - ООО "Стоматологог" не заключены трудовые договоры с медицинскими работниками по оказанию услуг по сестринскому делу и по стоматологии терапевтической, трудовые договоры в министерство здравоохранения не представлены, отсутствие трудовых договоров является нарушением требований пп. "д" п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"; - ООО "Стоматолог" не заключены договоры об оказании платных услуг (с пациенткой Григорьевой Л.В. договор не заключен, пациентке не выдан документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)), копия медицинской карточки, что является нарушением требований п. 16, 17, 24, 25 Правил предоставления платных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг". Указанные нарушения правил предоставления платных услуг лишает пациентов обратиться в суд с заявлениями о возмещении стоимости некачественно проведенного лечения, возмещения вреда здоровью; - у организации отсутствует сайт в телекоммуникационной сети "Интернет", что является нарушением требований п. 11 Правил предоставления платных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", п. п. "в" п. 5 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. N 291; - при проверке генеральным директором ООО "Стоматолог" не представлено документов, подтверждающих осуществления контроля качества, что является нарушением лицензионных требований, предусмотренных пп. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте проверки N 167-мр от 04.03.2016 г.

По факту нарушения перечисленных выше норм в отношении ООО "Стоматолог" составлен протокол об административном правонарушении от 04.03.2016 г. N 4 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявитель на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Стоматолог" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Исследовав представленные материалы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензирование медицинской деятельности предусмотрено пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.

Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются, в том числе, наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (подпункт "б"); наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (подпункт "в"); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) - подпункт "д".

Согласно пункту 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 37 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок оказания медицинской помощи определяют, в том числе стандарты оснащения медицинской организации необходимым медицинским оборудованием.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2001 N 1496н.

Пунктом 3 приложения N 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях установлено, что оснащение стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) медицинских организаций осуществляется в соответствии со стандартом оснащения стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) согласно приложению N 12 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом, в зависимости от объема оказываемой медицинской помощи.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг регламентируются нормами Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 04.10.2012 г. N 1006.

В пункте 11 указанных Правил предусмотрено, что исполнитель (медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям) обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую, в том числе, следующие сведения: наименование и фирменное наименование (если имеется); перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты.

Согласно пункту 16 Правил договор платных медицинских услуг заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

На основании пункта 17 Правил N 1006 договор оказания платных медицинских услуг должен содержать в частности: "наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг".

На основании пункта 24 Правил потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг (пункт 25 Правил).

Материалами проверки, а именно актом проверки N 167-мр от 04.03.2016 г., протоколом серия АП N 4 от 04.03.2016 г. и иными материалами дела, подтверждается, что указанные требования нормативных актов обществом не были соблюдены:

- отсутствует сертификат специалиста по профилю "организация здравоохранения и общественное здоровье" у руководителя организации либо лица, ответственного за медицинскую деятельность;

- отсутствует необходимое оборудование, предусмотренное стандартом оснащения кабинета терапевтической стоматологии, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1496н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях" (электродонтометр (аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы), апекслокатор, коронкосниматель, инъектор стоматологический для карпульной анестезии, набор инструментов для трахеотомии, очки защитные, набор для утилизации шприцов, грелки стоматологической спиртовой, набор аппаратов, инструментов, медикаментов, методических материалов и документов для оказания экстренной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни (укладка-аптечка для оказания экстренной помощи при общесоматических осложнениях в условиях стоматологических кабинетов), аптечки анти-Спид);

- ООО "Стоматологог" не заключены трудовые договоры с медицинскими работниками по оказанию услуг по сестринскому делу и по стоматологии терапевтической, трудовые договоры в министерство здравоохранения не представлены;

- ООО "Стоматолог" не заключены договоры об оказании платных услуг (с пациенткой Григорьевой Л.В. договор не заключен, пациентке не выдан документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)), копия медицинской карточки; - у организации отсутствует сайт в телекоммуникационной сети "Интернет", что является нарушением требований;

- при проверке генеральным директором ООО "Стоматолог" не представлено документов, подтверждающих осуществления контроля качества.

Названные действия общества образуют объективную сторону вменяемого административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд установил, что причин объективного характера, препятствующих осуществлению медицинской деятельности с соблюдением условий, предусмотренных лицензией (разрешением) и выполнением требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности, у общества не имелось.

Таким образом, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждено наличие в действиях лица, привлекаемого к ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Стоматолог" заявителем не допущено и судом не установлено. Положения ст. 28.2 КоАП РФ регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), соблюдены. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления не истек.

При назначении наказания по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом учтено наличие характера и степень общественной опасности деяния, наличие смягчающих обстоятельств - совершение правонарушения впервые, вместе с тем, поскольку в результате совершенного обществом правонарушения возникает возможность угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить административное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТОМАТОЛОГ" зарегистрированного в качестве юридического лица 22.03.2007 г. за ОГРН 1073817001103, ИНН 3817031080, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, проспект Дружбы Народов, 34-132, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН 3808172327, КПП 380801001, УФК по Иркутской области (министерство здравоохранения Иркутской области л/с 04342025010), расчетный счет 40101810900000010001, Отделение Иркутск, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 803 1 16 90020 02 0000 140.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

Г.В.АНАНЬИНА