Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram

Общество с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие") 28.04.2016 года привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2016 г. по делу N А73-3913/2016

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак, при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Даниловой Л.И., действующей по доверенности N 03.03-07-24624 от 29.12.2015 г.; от лица, привлекаемого к ответственности - генерального директора ООО "СРП Дентис-ДВ" Фаррахова Ю.П., представителя Зайченко А.И.

Сущность дела: Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - заявитель, министерство, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие)" (далее - ООО "СРП Дентис-ДВ", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель министерства на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении о привлечении общества к административной ответственности.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности, дал пояснения по существу вменяемого правонарушения, пояснил, что с заявлением о переоформлении лицензии с целью включения в нее работы (услуги) по организации здравоохранения и общественному здоровью, по дезинфектологии общество в лицензирующий орган не обращалось, поскольку не знало о необходимости внесения в лицензию таких изменений.

Изучив материалы дела, суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие)", расположенное по адресу: 680041, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Автобусная, д. 10, зарегистрировано 05.12.2005 г. за основным государственным регистрационным номером 1052701555191, ИНН 2723073886 и на основании лицензии от 26.07.2007 г. N ЛО-27-01-000397, выданной Управление Росздравнадзора по Хабаровскому краю, осуществляет медицинскую деятельность по адресу: 680041, г. Хабаровск, ул. Автобусная, д. 10.

В соответствии с лицензией N ЛО-27-01-000397, ООО "СРП Дентис-ДВ" разрешено выполнение по вышеуказанному адресу следующих работ (услуг):

1. при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:

сестринскому делу,

2. при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:

в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:

стоматологии ортопедической стомтологии терапевтической.

В период с 26.02.2016 по 04.03.2016 должностными лицами Министерства здравоохранения Хабаровского края на основании распоряжения министра здравоохранения Хабаровского края А.В. Витько от 26.01.2016 г. N 73-р проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО "СРП Дентис-ДВ" лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

В ходе проведения плановой проверки административным органом были выявлены нарушения лицензиатом требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, что выразилось в осуществлении обществом работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, по дезинфектологии, не указанных в приложении к действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности N ЛО-27-01-000397.

Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте б/н от 04.03.2016 г.

По установленному проверкой факту 16.03.2016 г. главным специалистом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Хабаровского края Голяк Ю.А. в отношении ООО "СРП Дентис-ДВ", с участием генерального директора Общества Фарррахова Ю.П., составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ министерство здравоохранения Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "СРП Дентис-ДВ" к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:

- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (далее Положение о лицензировании, Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приложением к указанному Положению является Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены, в том числе, работы (услуги) по организации здравоохранения и общественному здоровью, по дезинфектологии.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" дезинфектология выделена в первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 г. N 131 введены в действие с 30 июня 2003 года санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03" (далее - СП 3.5.1378-03).

Названные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность) (п. 1.2 СП 3.5.1378-03).

В соответствии с пунктом 1.3. СП 3.5.1378-03 санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.

Таким образом, к дезинфектологии относится ряд работ, включая дезинфекцию и стерилизацию.

В силу пункта 3.6.1 СП 3.5.1378-03, дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Согласно пункту 3.7.1 СП 3.5.1378-03, стерилизация включает предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения.

Согласно пункту 3.7.3. СП 3.5.1378-03, стерилизацию изделий медицинского назначения проводят путем обработки в стерилизаторах, погружением в растворы стерилизующих средств, воздействием ионизирующего облучения.

Таким образом, наличие лицензии на выполнение вышеназванных работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности является обязательным.

Проверкой установлено, что в рамках выполнения работ (услуг) по "дезинфектологии" ООО "СРП Дентис-ДВ" проводятся дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, в том числе дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения в специально выделенном помещении по адресу: г. Хабаровск, ул. Автобусная, д. 10.

Проведение указанных мероприятий осуществляется медицинской сестрой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58.

Дезинфекция использованных медицинских изделий многократного назначения осуществляется в стоматологических кабинетах после их использования. Предстерилизационная очистка и стерилизация осуществляется в специально выделенном помещении, оснащенном стерилизующим оборудованием (паровыми стерилизаторами, воздушными стерилизаторами, установками для ультразвуковой очистки инструментов).

Выполнение работ, оказание услуг по "Организации здравоохранения и общественное здоровье" в обществе осуществляет руководитель по лечебной организации стоматологического кабинета Гасанова С.А., которая имеет высшее медицинское образование, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

Факт осуществления обществом медицинской деятельности по организации здравоохранения и общественному здоровью подтверждается записями в медицинской документации.

Таким образом, по результатам плановой выездной проверки административным органом установлен факт осуществления ООО "СРП Дентис-ДВ" медицинской деятельности по виду работ (услуг) "организация здравоохранения и общественное здоровье" и "дезинфектология", не указанных в приложении к лицензии от 26.07.2007 г. N ЛО-27-01-000397, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Судом по материалам дела не установлено фактов, свидетельствующих о том, что ООО "СРП Дентис-ДВ" принимались меры для переоформления лицензии с учетом выполнения работ (услуг) по дезинфектологии, по организации здравоохранения и общественному здоровью, не указанных в приложении к имеющейся у общества лицензии.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "СРП Дентис-ДВ" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения, совершенного обществом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривались представителем юридического лица в судебном заседании.

С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной также и вину общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку у организации имелась реальная возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.

По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание, что ранее ООО "СРП Дентис-ДВ" к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, суд считает возможным применить меру наказания в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административный штраф подлежит уплате в шестидесятидневный срок по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Министерство здравоохранения Хабаровского края), ИНН 2721026023, КПП 272101001, ОКТМО 08701000001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 040813001, КБК 01811690040040000140, наименование платежа: штраф за нарушение административного законодательства по решению суда от 28.04.2016 г. по делу N А73-3913/2016.

Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 2 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Общество с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие"), расположенное по адресу: 680041, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Автобусная, д. 10, зарегистрированное 05.12.2005 г. за основным государственным регистрационным номером 1052701555191, ИНН 2723073886, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

Ж.Г.ШЕСТАК