Общество с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие)" 16.05.2016 года привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2016 г. по делу N А73-3914/2016
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2016 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак, при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Малеваной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие)" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Голяк Ю.А., действующей по доверенности от 31.12.2015 г. N 03.03-07-24742; от лица, привлекаемого к ответственности - генерального директора ООО "СРП Дентис-ДВ" Фаррахова Ю.П.
Сущность дела: Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - заявитель, министерство, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие)" (далее - ООО "СРП Дентис-ДВ", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель министерства на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении о привлечении общества к административной ответственности.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, дал пояснения по существу вменяемого правонарушения, вину признал частично.
Изучив материалы дела, суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие)", расположенное по адресу: 680041, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Автобусная, д. 10, зарегистрировано 05.12.2005 г. за основным государственным регистрационным номером 1052701555191, ИНН 2723073886 и на основании лицензии от 26.07.2007 г. N ЛО-27-01-000397, выданной Управлением Росздравнадзора по Хабаровскому краю, осуществляет медицинскую деятельность по адресу: 680041, г. Хабаровск, ул. Автобусная, д. 10.
В соответствии с лицензией N ЛО-27-01-000397, ООО "СРП Дентис-ДВ" разрешено выполнение по вышеуказанному адресу следующих работ (услуг):
1. при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:
сестринскому делу,
2. при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
стоматологии ортопедической стоматологии терапевтической.
В период с 26.02.2016 по 04.03.2016 должностными лицами Министерства здравоохранения Хабаровского края на основании распоряжения министра здравоохранения Хабаровского края А.В. Витько от 26.01.2016 г. N 73-р проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО "СРП Дентис-ДВ" лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.
В ходе проведения плановой проверки административным органом выявлены нарушения лицензиатом требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте б/н от 04.03.2016 г.
По установленному проверкой факту 16.03.2016 г. главным специалистом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Хабаровского края Голяк Ю.А. в отношении ООО "СРП Дентис-ДВ", с участием генерального директора Общества Фарррахова Ю.П., составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ министерство здравоохранения Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "СРП Дентис-ДВ" к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:
- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании, Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
В ходе проверки установлено, что у руководителя медицинской организации - ООО "СРП Дентис ДВ" Фаррахова Юрия Павловича отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития от 07.12.2011 N 1496н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях (далее - Порядок N 1496н), который устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях медицинскими организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 12 Порядка N 1496н, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-14 к настоящему Порядку.
Приложением N 12 к Порядку N 1496н определен Стандарт оснащения отделений (кабинетов, лабораторий) стоматологического профиля в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, который устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях медицинскими организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Приложением N 2 к Порядку N 1496н утверждено Положение организации деятельности отделений (кабинетов, лаборатории) стоматологического профиля в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения, оснащение стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) медицинских организаций осуществляется в соответствии со стандартом оснащения стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) согласно приложению N 12 к Порядку N 1496н.
При проведении проверки административным органом установлено, что ООО "СРП Дентис-ДВ" допускаются нарушения вышеуказанных нормоположений, в частности, кабинет терапевтический стоматологии не оснащен: аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), лупой бинокулярной, диатермокоагулятором стоматологическим, прибором для очистки и смазки наконечников. Кабинет ортопедической стоматологии не оснащен: артикулятором (стоматологическим) с лицевой дугой; диатермокоагулятором, стоматологическим микрометром (зуботехническим); набором инструментов для трахеотомии; окклюдатором; параллелометром стоматологическим.
Подпунктом "и" пункта 4 и подпунктом "б" пункта 5 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Проверкой установлено, что ООО "СРП Дентис-ДВ" не обеспечивается проведение надлежащего внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Так, в нарушение требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии в медицинской организации" на момент проверки в организации отсутствовали положение о врачебной комиссии, отчеты, протоколы о работе врачебной комиссии.
В нарушение статьи 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лицензиатом не осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителем организации, в частности, в организации отсутствует положение о внутреннем контроле качества и безопасности оказания медицинской помощи.
Таким образом, согласно материалам дела, в ходе проведения министерством здравоохранения Хабаровского края плановой выездной проверки на предмет соблюдения ООО "СРП Дентис-ДВ" лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности были установлены нарушения лицензиатом требований пп. "б", "в", "и" п. 4, пп. "а", "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Несоблюдение лицензиатом установленных вышеуказанными нормативными актами обязательных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку при осуществлении медицинской деятельности речь идет о жизни и здоровье человека, что является высшей ценностью и не должно подвергаться дополнительному риску со стороны организаций, оказывающих такого рода услуги.
При изложенных выше обстоятельствах суд полагает, что нарушения обществом вышеуказанных требований законодательства, регламентирующего деятельность организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, административным органом правомерно квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, как грубые нарушения лицензионных требований и условий.
Обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждаются, в частности, актом проверки от 04.03.2016 г., протоколом об административном правонарушении от 16.03.2016 г., пояснениями участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанной нормы Кодекса, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Вина ООО "СРП Дентис-ДВ" выражается в осуществлении медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, в непринятии всех зависящих от него мер по контролю за соблюдением требований лицензионного законодательства, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Вместе с тем, решая вопрос о назначении меры ответственности, суд руководствуется следующим.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Между тем, частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П).
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ минимальный штраф для юридических лиц установлен в размере 100 000 рублей.
Изучив материалы дела, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, что ранее общество к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось и принимает меры к устранению выявленных нарушений, суд считает возможным применить к юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного для юридических лиц санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате в шестидесятидневный срок по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Министерство здравоохранения Хабаровского края), ИНН 2721026023, КПП 272101001, ОКТМО 08701000001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 040813001, КБК 01811690040040000140, наименование платежа: штраф за нарушение административного законодательства по решению суда от 16.05.2016 г. по делу N А73-3914/2016.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Общество с ограниченной ответственностью "СРП Дентис-ДВ (Социально-реабилитационное предприятие)", расположенное по адресу: 680041, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Автобусная, д. 10, зарегистрированное 05.12.2005 г. за основным государственным регистрационным номером 1052701555191, ИНН 2723073886, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья
Ж.Г.ШЕСТАК