Новый полис обязательного медицинского страхования предполагает качественное обслуживание?

Светлана Пуговкина
Пилотный запуск проекта ОМС+ пройдет в 2015 году в пяти российских регионах. Он является частью «Стратегии развития здравоохранения РФ на 2015-2030 гг.» принятой профильным министерством
25.06.2015
1517

«ОМС+»: что включает в себя новый вид страхового полиса

«Обязательное медицинское страхование +» предполагает возможность приобретения дополнительного страхового полиса, который предоставляет доступ к более широкому спектру медицинских услуг. Официальные представители Фонда ОМС заявляют, что качество этих услуг будет высоким. Тем не менее, даже те, кто претворяет программу в жизнь, не берутся сегодня предсказывать ее результатов. Как и многим другим инициативам, разработанным Министерством здравоохранения, «ОМС+» еще предстоит пройти испытание в реальной жизни.

В Тюмени в ближайшие полгода внедрение новой программы пока ограничится двумя городскими поликлиниками - №5 и №17. На их базе будет отработан осмотр детей от рождения до первого года жизни. Программа включает прием у тех специалистов, к которым маленьких пациентов направит педиатр. «ОМС+» имеет три уровня: базовый, базовый расширенный и базовый премиальный. Первый охватывает 10 посещений узких специалистов на год. На базовом расширенном уровне к ним добавляются курс массажа из 10 сеансов и 10 заборов анализов на дому, если есть направление от доктора. Базовый премиальный включает в себя все услуги двух более дешевых страховых планов, плюс снятие 2 ЭКГ (также на дому) и визиты узких специалистов (кроме детского психиатра и педиатра) с целью динамического наблюдения за развитием малыша.

Доктора отмечают, что визиты специалистов на дому – оптимальный вариант для самых маленьких пациентов. Они позволяют избежать ожидания и испытаний для неокрепшего иммунитета, которые подстерегают детей в очередях в поликлинике. Базовый полис ОМС+ обойдется пациенту в 11 тысяч рублей в год, расширенный – в 16, а за премиальный надо будет отдать 44 тысячи. В Фонде обязательного медицинского страхования полагают, что если дополнительные полюсы будут популярны у населения, то цена на них возрастать не будет. Чиновники подчеркивают, что таким образом право на качественные медицинские услуги будут иметь те пациенты, которые нуждаются в особом внимании.

Кому нужна новая программа: пациентам или докторам?

Несмотря на все оптимистические заявления Министерства здравоохранения и представителей Фонда ОМС, среди пациентов отношение к новым страховым полисам не такое однозначное. Очевидно, что при разработке концепции «ОМС+» чиновники исходили из мысли о том, что качественное медицинское обслуживание не может быть дешевым, а тем более бесплатным. Но почему пациенты должны поверить в то, что среднестатистическое бюджетное учреждение здравоохранения, которое существует в условиях недостаточного финансирования, способно оказывать медицинские услуги на высоком уровне? Перед пациентом стоит выбор: отдать 40 с лишним тысяч рублей в год за страховой полис, все опции которого могут и не понадобиться, или платить за отдельные визиты в частные клиники. Маловероятно, что найдется много российских граждан, готовых заплатить такие деньги за услуги государственной медицины.

«ОМС+» пока представляется способом изыскать дополнительные средства для работы медицинских учреждений в условиях экономического кризиса. Падение рубля и сокращение расходов на здравоохранение заставило чиновников искать новые источники финансирования. «ОМС+» не будет пользоваться широкой популярностью у пациентов, поскольку те, кто может себе позволить хорошее обслуживание уже предпочитают негосударственные медицинские центры, а у остальных нет денег на новые страховые полисы.

Права потребителя не будут нарушаться?

Пока звучат заявления о том, что «ОМС+» не заменит бесплатную медицину и приобретение полисов будет исключительно добровольным. Но, столкнувшись с низким спросом на новую услугу, чиновники могут начать всячески подталкивать пациентов к «правильному» решению. Поскольку недостаток финансирования здравоохранения уже ощущается, особенно в небольших городах, медицинские работники будут вынуждены оказывать давление пациентов с тем, чтобы те приобретали платные полисы, приводя при этом доводы о высоком качестве услуг, отсутствии необходимости стоять в очередях и фактической невозможности воспользоваться бесплатными услугами. Немногие пациенты осознают, что таким образом нарушаются их права потребителя.

Пока неясно, каким образом будут распределяться полученные от продажи новых полисов средства и пойдут ли они на нужды медицинских работников и учреждений на местах. Таким образом, новая платная программа от Министерства здравоохранения несет дополнительные траты для пациентов, не предоставляя гарантии, что те получат качественное обслуживание.

Комментарии: