Страховая медицина в США. Для кого она выгодна?

Светлана Пуговкина
В далеком 1965 году президент США Линдон Джонсон, подписывая государственные программы страхования Medicaid и Medicare, говорил: “Это должно стать чудом оздоровления для пожилых и больных”, и основная масса американцев верила ему и одобряла. Никто не сомневался, что в стране существует критическая необходимость оказания достойной медицинской помощи пенсионерам и малоимущим, и закон принимался, как естественный этап строительства «Великого государства».
15.08.2015
2338

Как Америка сделала это?

Обычно в развитых странах медицинское обслуживание происходит через налоговую систему. Для государства в целом это выгодно: уменьшаются огромные траты на страховщиков, рекламу, адвокатов, юридическую бюрократию, пиар-кампании, да и у врачей меньше возможностей и интереса в услугах, способных увеличить стоимость оказанных работ.

Соединенные Штаты Америки решили изменить мировую практику, и дали своим гражданам выбор, который обходится им в 4 триллиона долларов каждый год, и суммы растут ежегодно, и во много раз превышая, например, военный бюджет. Сумма страховки каждого американца в 2-3 раза выше, чем среднего европейца или канадца, но здоровье и продолжительность жизни имеют обратные пропорции.

Давайте взглянем на самую успешную программу Medicare, которой обслуживаются 55 миллионов жителей США. Годовая стоимость программы – 600 миллиардов, 22% всех трат на медицину и 14% национального бюджета. Последние данные положительны: увеличение средней продолжительности жизни, сокращение случаев госпитализации (в 1999 г. – 35274 случаев на 100 тыс человек, 2015 г. – 26930). Крайне удивительным кажется и тот факт, что расходы на одного застрахованного сократились с $3290 до $2801. Чем же объясняются такие разительные перемены в течение 15 лет, когда ежегодно умирают на 300 тыс человек меньше и снижается на 3 миллиона случаев госпитализаций?

Первая причина – уменьшение ошибок, совершаемых врачами (по данным 1999 г. от них ежегодно погибали до 100 тыс пациентов). Также значительный вклад вносят новые инструменты, оборудование и лекарства, особенно в таких областях, как рак и заболевания сердца. Пропаганда здорового образа жизни способствует уменьшению курения, а без диагнозов «ожирение» и «передозировка наркотиков» результаты могли бы быть еще более впечатляющими.

Medicare – условно бесплатная страховка, где за каждый прием необходимо доплачивать, как и за все процедуры, медикаменты и тесты. Разумеется, можно купить полный пакет, покрывающий все суммы, но далеко не все могут себе это позволить. Например, сотрудник рядовой компании, имеющий право на корпоративную страховку от Medicare, доплачивает ежемесячно $250 и по $40 за каждый визит (и это не учитывая лекарств). Общее мнение экспертов (из публикации в «USA Today»): «Пациенты, которые платят из своего кошелька, стараются избегать дорогих форм медицинских услуг». И, смотря, на результаты, это положительно сказывается и на здоровье нации.

Худшее из социализма в светлую Америку?

Суть программы Medicaid другая, ее получают те, кто-либо не заработал на Medicare, либо по возрастным рамкам, либо по болезням. Разумеется, есть и другой вариант: неофициальная работа и доход, и в налоговой декларации ты – за гранью черты бедности.

Репутация наших сограждан по страховому вопросу в Америке не самая лучшая: русские предпочитают систему бесплатной Medicaid и дешевого жилья, чем грабительский “сошиал секьюрити”, но без пенсии от работодателя. Считается, что именно русские научили доверчивых американцев жульничествам в этой сфере, что в высшей степени чепуха. Как коренным жителям, так и приезжим с других континентов, уже много поколений получается успешно жить за государственный счет. Русским совсем не до этого, что и показывает опыт врачей разных национальностей в Америке.
Например, недавно в Мичигане был арестован онколог, мусульманин Фарида Фата, который зарабатывал до 1 миллиона долларов со здорового пациента, которому он сознательно ставил диагноз «рак». А один дантист-латиноамериканец на бумагах вырывала по 300 зубов в день у застрахованных в Medicaid, на деле раздавая за это дешевые безделушки. Хорошо, что только на бумаге…

Наказания в виде тюремного заключения редки, чаще медработники получают простые штрафы. Благодаря социальным программам, возможно, и не совсем честно, выживают люди пенсионного возраста, молодые же живут по принципу «что заработал, то и имеешь».

Медицинская система США имеет массу лазеек для злоупотреблений, наверное, ее превосходит только система налоговая. Сегодня в Америке в Medicaid обслуживается 73 миллиона пациентов, а это почти каждый пятый житель страны. А ведь это куда больше, чем в Medicare, что уже удивительно в стране индивидуального предпринимательства. Расходы в пересчете на 1 пациента увеличиваются в 2 раза быстрее, чем в Medicare. За 55 лет существования системы сумма страховки выросла в 500 раз! Принимая во внимание инфляцию, рост все равно впечатляющий.
Основной недостаток программы – это возможность ее лишиться при достижении годового дохода в $15000, зарубание на корню инициативы работать и улучшать материальное положение.

Великие возможности Medicaid манят и коррумпируют как самих пациентов, так и задействованных на всех уровнях участников цепи. Страховые агенты, социальные служащие, юристы и так называемые «консультанты» с удовольствием научат, как обойти закон. Также программа соблазняет предпринимателей, желающих уменьшить страховые расходы или нивелировать их полностью. Так как клиенты программы не платят вступительный взнос и не оплачивают оказанные услуги, то медики свободно назначают обследования и тесты, выписывают медикаменты, которые должны бороться с побочными эффектами от ранее принимаемых. Простой пример: те пациенты, которые оплачивают свою медицину сами, принимают меньше медикаментов, и это никак не сказывается на качестве и длине их жизней.

По разным оценкам, государственные программы теряют на злоупотреблениях до 10 процентов от государственных дотаций (а знающие люди скажут, что цифру нужно увеличить в 2-3 раза). Газета New York Times говорит, что за последнее время незаконно потрачено до $700 миллионов только на психо- и физиотерапию, исследования и домашнее медобслуживание. В данный момент около 250 человек находится под следствием, а ведь это больше, чем нарушений в финансовом секторе!

Такие разные судьбы

Давайте разберем пару примеров:

1. Иммигрантка из Украины в США уже 26 лет, но жила с мужем на пособие и перебивалась случайными заработками, получила по социальной программе квартиру и прочие выгоды. После смерти мужа квартиру никто забирать не станет, ведь вторая спальня необходима для круглосуточного помощника, ведь у владелицы страховки ожирение и диабет, и ходить самой ей тяжело.

2. А вот и знаменитый Марк Рей, снимавшийся в фильмах и сериалах и работавший на крупные модные дома. Не пил, не был наркоманом, а сейчас ночует на крыше дома своего приятеля, пользуется общественными уборными, ведь в преклонном возрасте не так просто иметь стабильный доход. Он не может даже снять дешевое жилье, не говоря уже об оплате страховки. Лишь бы не заболеть!

Мы часто спрашиваем себя: разве возможно такое противоречие в такой стране? И, раз нет возможности создать равные условия всем, то может, хотя бы, пересмотреть условия, перераспределить преференции и выгоды по Medicaid и Medicare? Ведь уж если болезнь скосит или старость прикует к креслу, то каждый сможет получить требуемый уход? Хотелось бы так думать, но у власть имеющих своя логика…

Они думают, что у владельцев Medicare достаточно средств, накоплений, дохода, есть собственность, и в помощи они не нуждаются. Но, учитывая стоимость медицины в США, сбережения уходят ой как быстро… По статистике, траты на медицину – основная причина индивидуального банкротства в Америке.

А что думают врачи?

Любой врач в Америке подтвердит, что добрая часть исследований нужна только в ситуации судебного иска. А сколько назначается для собственной выгоды, не ответит никто.

Два всемирно известных врача, Джон Кирквуд, специалист по раку кожи, и Лиан Долингеш, специалист по женской патологии, трудятся в госпиталях, читают лекции, выступают на конгрессах и форумах. Зарплата у них хорошая, но несопоставимая с никому не известными коллегами, ведущими частную практику.

Хоть американцам и не принято говорить о зарплате и доходах, но их ответы на эти интимные вопросы были примерно похожими: «Я – врач, и я занимаюсь своим призванием, а не бизнесом. Каждый сам делает свой выбор».

Кажется, страна тоже сделала свой выбор, и он нацелен на бизнес, и отказываться от этого выбора не станет ни при каких обстоятельствах.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle