Еще совсем недавно пациенты, которые по собственной воле пришли на прием к лечащему врачу, не могли указывать доктору, как правильно их нужно лечить. Но в наше время из-за большого развития рекламы всевозможных медикаментов все больше и больше пациентов считают, что они лучше знают, как и чем их можно излечить. По новым результатам маркетинговых исследований, примерно 20% пациентов настаивают на том, чтобы их лечили очень известными и широко рекламируемыми препаратами. Потому что сформировался принцип «чем дороже, тем лучше». Это не всегда оказывается так.
Доктора все чаще и чаще жалуются на то, что к ним приходят люди, зомбированные современными рекламными роликами. И это настоящая катастрофа для наших медиков. Потому что врач-профессионал сталкивается с выбором: нужно ли ему отстоять свою точку зрения и лечить пациента, как полагается, либо же выписать пациенту то, что он хочет, и пустить все на самотек? Но мало кто из людей знает, что на продвижение медикаментов с помощью увлекательных рекламных роликов, которые внушают доверие, тратятся баснословные суммы денег. Но ведь эти «известные препараты», которые стоят кучу денег, не всегда оправдывают ожидания покупателей.
Тогда зачем становиться звеном в этой коммерческой цепи и покупать эти дорогие лекарства? Ведь все врачи в один голос утверждают, что любому дорогому препарату есть дешевые альтернативы – аналоги отечественной продукции. Даже можно сказать так: большинство дорогих препаратов создаются на основе дешевой аналоговой продукции.
Недорогие препараты не имеют такой замечательной рекламы и таких ярких цветных упаковок, но на качество продукции это не влияет. Если препарат дешевле и менее популярен, чем какой-то другой разрекламированный, это не значит, что он менее эффективен. И следует помнить, что все дешевые отечественные медикаменты проверены временем и нашими предками. Им можно доверять.
Грустно признавать, но недавние соцопросы подтвердили слова медиков. Приблизительно 15% граждан решительно настроены лечиться дорогими разрекламированными медикаментами и готовы даже сменить лечащего врача, если тот откажет им в их желании. Реклама – настоящее оружие массового поражения. Сколько раз за день можно услышать с наших телеэкранов «Ассоциации терапевтов/гинекологов/… рекомендуют»? И эти слова имеют огромное влияние на массы людей.
Следует подметить, что в действительности медицинские ассоциации всегда были категорически настроены против рекламы медикаментов по одной простой причине: человек, не знающий медицинскую грамоту, не способен самостоятельно предоставить себе медицинскую помощь. Ведь нередко сейчас можно услышать об ужасных отравлениях или, что еще хуже, летальном исходе вследствие самолечения. Самый простой и повторяющийся неоднократно пример: люди, насмотревшись рекламы, бегут в ближайшие аптеки, покупают дорогие препараты, которые помогут от всех симптомов сразу и вылечат от всех болезней. Но ведь ни в одной рекламе не рассказывается о побочных эффектах или противопоказаниях. И ни одна реклама не расскажет, к каким пагубным последствиям приведет самолечение.
Еще наши предки предупреждали: человек, не обладающий специальной информацией и знаниями, может навредить себе и погубить себя. И поэтому во многих странах мира достаточно длительный промежуток времени реклама медикаментов была под строгим запретом. Например, в США специальные органы, которые следят за контролем медикаментозных препаратов, лишь с 1980-х годов сняли запрет на рекламу лечебной продукции. В Швейцарии и Канаде запрещена любая реклама медицинских препаратов по телевидению и радио. Абсолютно во всех странах Европейского Союза запрещена реклама препаратов, которые отпускаются без рецепта. Также существует ряд стран, где созданы специальные государственные службы, которые контролируют рекламу фармацевтических организаций. И что немаловажно: с каждым годом количество стран, где введен запрет на рекламу медикаментов, увеличивается.
Ни одна реклама лекарственных препаратов не может обещать 100%-ный результат за короткие сроки. Имеет место лишь информация о том, что этот препарат поможет в лечении той или иной проблемы, избавит от симптомов и обязательно должна быть приметка «проконсультироваться с врачом». Но глядя на наши рекламы, тяжело найти хоть одну, которая будет соответствовать всем этим параметрам.
В чем суть рекламы? Она должна информировать людей о чем-то, предупреждать, оповещать. А получается, что в нашем мире реклама только калечит и предоставляет непроверенную информацию. В современных, хорошо развивающихся странах государство заботится о здоровье своих граждан, чего, к сожалению, нельзя сказать о нашей стране. Будьте бдительны и не занимайтесь самолечением! Иначе никто не знает, к каким последствиям это может привести.