Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области провел комплексную проверку использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организации частной формы собственности за период с 01.10.2015 по 30.09.2017.
В результате проверки было установлено нецелевое расходование средств ОМС в сумме 1 029 926 рублей, а именно:
В результате выявленного нецелевого расходования средств ОМС медицинской организацией территориальный фонд выставил требование о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 1 029 926 рублей и в связи с этим уплате штрафа в сумме 102 992 рубля, что в общей сумме составляет 1 132 918 рублей.
Указанное требование медицинской организацией оставлено без финансового удовлетворения, денежные средства в Управление Федерального казначейства по Ростовской области не перечислены, в связи с чем территориальный фонд обратился в арбитражный суд с иском.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд счел требования истца подлежащими удовлетворению, приняв во внимание следующее.
Согласно представленных трудовых книжек и трудовых договоров, а также должностных инструкций на работников установлено, что медицинской организацией за счет денежных средств ОМС оплачивалась работа менеджера по рекламе, что является нецелевым использованием средств.
Суд обратил внимание, что в должностные обязанности менеджера по рекламе входит организация работы по рекламированию оказываемых услуг с целью их продвижения на рынки сбыта, информирование потребителей о преимуществах, качестве и отличительных свойствах предоставляемых услуг. При этом осуществление деятельности, относящейся к ОМС, в обязанности менеджера по рекламе не входит и в представленных документах не отражено и не предусмотрено.
Кроме того, согласно должностной инструкции менеджер по рекламе, прежде всего, должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность, а также основы рыночной экономики, предпринимательства и ведение бизнеса.
Таким образом, функциональные обязанности менеджера по рекламе направлены, прежде всего, на расширение рынка, увеличение сбыта и имеет своей целью извлечение прибыли, тогда как в системе ОМС тарифная политика направлена на компенсацию понесенных медицинской организацией расходов при оказании медицинской помощи, то есть прибыль в системе ОМС не образуется.
Объемы медицинской помощи, распределяемые Комиссией по разработке территориальной программы ограничены нормативами оказания медицинской помощи на одного застрахованного и необходимости в рекламных услугах не имеется. Медицинские организации, функционирующие в системе ОМС, не могут самостоятельно увеличивать объем оказываемых медицинских услуг в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Ростовской области Территориальной программы государственных гарантий.
Более того, в Приложении к Тарифному соглашению предусмотрено, что услуги оказываются амбулаторно-поликлиническим пациентам при наличии направления на проведение исследования из других медицинских организаций, в случае отсутствия в них отдельных параклинических подразделений или невозможности временно производить отдельные виды исследований собственными силами.
Таким образом, медицинские услуги за счет средств ОМС оказываются исключительно по направлениям иных медицинских учреждений, ввиду чего отсутствует необходимость в проведении рекламных мероприятий, целью которых является увеличение объема оказанных услуг.
В 2016 году медицинской организацией были заключены договоры на размещение рекламно-информационных материалов на общую сумму 20186 рублей. Согласно договору аренды рекламного места арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду рекламное место под информационно-рекламный плакат.
Однако из представленных при проверке документов, территориальный фонд не смог достоверно установить, что на арендуемом рекламном месте размещалась информация об оказании услуг в сфере обязательного медицинского страхования, отсутствует макет размещаемого информационно-рекламного плаката.
В материалы дела представлено фото размещавшегося рекламного плаката медицинской организации. На нем имеется ссылка на оказание услуг по страховым полисам, однако суд пришел к выводу, что с учетом его размеров, а также размера шрифта оказываемых услуг, наименования и контактов общества, главной целью баннера является привлечение неопределенного круга лиц потребителей именно платных услуг.
В 2017 году медицинской организацией также были заключены договоры рекламных услуг на общую сумму 77 098 рублей. Вместе с тем, при анализе договора оказания рекламных услуг по радио не представляется возможным определить относилась ли размещаемая информация на радио к обязательному медицинскому страхованию.
По двум договорам медицинская организация не смогла представить макеты размещаемой информации, что не позволяет отнести расходы к расходам на ОМС.
В журнале был опубликован рекламный материал относительно оказываемых услуг детским неврологическим центром медицинской организации, как ее структурного подразделения.
Изучив его суд отметил, что имеется ссылка на обследование и лечение по полису ОМС, вместе с тем основной задачей указанных статей является рекламный характер оказываемых медицинских услуг, в том числе на платной основе. Таким образом, однозначно отнести указанную рекламную информацию к расходам на ОМС не представляется возможным.
В другой статье суд не нашел в указанной публикации содержания рекламного характера. Данная статья является изложением информации относительно проблематики получения бесплатной медицинской помощи.
Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» такие расходы должны быть документально подтверждены.
Вместе с тем, медицинской организацией не подтверждены траты на оказание рекламных услуг применительно к ОМС, с учетом непредставления обществом в ходе проведения проверки макетов размещаемой информации. Кроме того, расходы по размещению и изготовлению рекламно-информационных материалов медицинской организацией прямо в структуре затрат не поименованы.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.2016 №1648-0 дано разъяснение, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Поскольку медицинская организация в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации не представила в обоснование своих возражений доказательств использования денежных средств в рамках ОМС по целевому назначению суд пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области за счет собственных средств денежные средства в сумме 1 029 926 рубля и штрафа в сумме 102 992 рубля правомерны, а потому подлежит удовлетворению в полном объеме.