Отношение к медицинским услугам и системе здравоохранения в целом российских граждан достаточно скептическое. Тем не менее по данным статистики международного исследования выявлено, что если бельгийцам, немцам и полякам будущее здравоохранения в своей стране видится мрачным, то россияне настроены более позитивно. Им кажется, что благодаря именно научному прогрессу разрешаться вопросы лечения различных болезней. Но и на этом они не останавливаются. За последний десяток лет российские граждане проявляют небывалую активность в самостоятельном изучении заболеваний, методов диагностики и способов лечения.
Вследствие распада СССР сократилось и существенно поступление финансов в российские медицинские учреждения. Профессия постепенно становилась менее престижной на базе государственных клиник. Соответственно, это сказывалось и на качестве и своевременности обслуживания больных. На этом фоне у населения стал проявляться интерес к представителям разного рода народной медицины. Такой менталитет закрепился и до сих пор имеет место среди российских граждан.
По мнению члена комиссии РАН по борьбе с лженаукой, Александра Сергеева, на сегодня неквалифицированный врач – это чуть ли не каждый второй случай в медицинской практике. От этого страдают люди. Поэтому они склонны самостоятельно искать причины своих недугов и их лечение. Как в известной пословице: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!».
Нельзя также продавать столько много лекарств без рецептов, – считает эксперт. Это еще одна причина, почему люди становятся более смелыми при покупке медикаментов для себя или других. Такое ощущение, будто бы государство само подталкивает своих граждан на неблагоразумие!
Во всем мире уже давно аптекарская продукция не является свободным рынком для потребителя. Сначала получают люди рецепт от врача, а затем идут покупать необходимое. Смысла копаться в интернете и выискивать нужную информацию, попросту нет. Более того, встречаются и такие врачи, которые всячески поощряют больных людей на самостоятельные изыскания и пробы медпрепаратов.
Другая причина, почему людям не хочется обращаться постоянно к докторам, а хочется пробовать самим, выискивать диагноз своего состояния – это чрезмерное увлечение самодиагностикой. При этом в самодиагностику входит вполне разумный подход – посещение разных лабораторий с целью сдачи анализов. Особенно такой феномен обнаруживается в тех регионах и городах, где катастрофически в клиниках не хватает кадров. А самолечение, как известно, часто только вредит здоровью.
По мнению Василия Штабницкого, кандидата медицинских наук, пульмонолога, в государстве давно наблюдается перекос в доступности медпомощи гражданам. Где-то достаточно врачей и медсестер любого профиля, а где-то специалистов не хватает. Но есть и другие проблемы – отсутствие взаимопонимания между пациентом и врачом. А то и вовсе – отсутствие заинтересованности медика в состоянии больного. От этого россиянам приходится искать причины своих болезней самим.
По мнению Василия Штабницкого осведомленность и грамотность пациентов – дело двоякое. С одной стороны, это неплохо для врача, когда ему принесли уже готовые лабораторные или томографические результаты. С другой стороны, это мешает врачу отследить протекание болезни в динамике, выявить некоторые реакции на то или иное лекарство больного, посмотреть сопутствующие заболевания и другое. Кроме того, не всегда те анализы, которые приносят, являются достоверными или даже необходимыми (например, обследовался вообще не у того врача).
Анна Темкина, социолог и профессор Европейского университета, увидела, как и почему пациент в России все более превращается в грамотного потребителя медицинских услуг. Ее активное участие в области репродуктивного здоровья и полученные результаты социологических опросов и наблюдений только подчеркивают маркер опасности по всем остальным нишам медицины. Опасность заключается в уходе пациента из системы сферы обслуживания, когда больные станут в частном порядке обращаться к единичным специалистам сомнительной репутации.
Почему же в советские годы в стране был высокий градус доверия врачам? Люди беспрекословно вверяли свои жизни и физическое здоровье врачу, диагносту, медсестре. Причиной тому была неосведомленность пациента в разных врачебных терминах, понятиях. Граждане не только не разбирались в лекарствах или болячках, но и не стремились к этому – каждый хотел заниматься своей деятельностью.
Сегодня же картина радикально изменилась. С приходом практически в каждый интернет пространства, где можно поживиться любой информацией, всем стало доступно не только энциклопедическое или практическое знание, но также и шарлатанское! А тут еще и реклама из телевизора подогревает интерес потребителя каждый раз, когда демонстрирует, то или иное универсальное лекарство. Да и сами врачи ведут себя отталкивающе.
Среди многочисленных жизненных историй, которые изучали энтузиасты-ученые Европейского университета и других вузов, есть пугающие. Например, одной беременной женщине выполнили инъекцию, и она спросила, что это был за лекарственный препарат. На что ей ответили, что, мол, какая ей разница, все равно она не разбирается, а если даже и объяснить, то она не поймет.
Социологические исследования атмосферного эмоционального фона в плоскости «Врач-Пациент» показывают, что большинство современных докторов испытывают некоторое неустойчивое отношение к больным. Причем оно колеблется, начиная от профессиональной гордыни и оканчивая какой-то долей презрения к больным людям.
Почему-то врачей раздражает, когда их спрашивают о методах диагностики или подобранной терапии. И лишь немногие клиники уже перешли на современный лад взаимодействия с пациентом, объясняя все детали процедур, подробности выбранных лекарств или способов обследования. Сейчас крайне важно обратить внимание, что технологически высококачественная база в клиниках – это не показатель высокого уровня медицины в стране. Показателем будет уменьшение больных, позитивные результаты борьбы с болезнями. А к этому нам еще стремиться и стремиться!