Спрос на полисы ДМС в России пошел вверх

Дмитрий Иванов
Анализ статистики продаж по итогам 2019 года показал, что россияне стали охотнее страховаться от несчастных случаев и болезней, в сравнении с предшествующими годами.
30.12.2019
1590

В 2019 г. в целом отечественный страховой рынок не смог продемонстрировать темпов роста 2018 г., когда была зарегистрирована максимальная сумма сборов за 6 лет. Год назад 6 из 10 договоров являлись полисами инвестиционного страхования жизни, а в нынешнем году спрос на них снизился. Зато россияне, по оценке ЦБ РФ, продемонстрировали рост интереса к личному страхованию: ДМС, а также от несчастных случаев и болезней.

Статистика

Всего за II квартал 2019 г. было продано 55,8 млн. полисов, что выше показателя 2018 г. на 3,8%. При этом рост в секторе ДМС составил 19,6%, что является максимальным результатом за минувшие 6,5 лет. Всего было заключено договоров на общую сумму 37,7 млрд. руб., то есть продано 6,2 млн. полисов, включая физических и юридических лиц. Это почти на 30% больше результатов II квартала 2018 г. В среднем цена на полис в 2019 г. составила 6,1 тыс. руб., что на 500 руб. меньше среднестатистического показателя 2018 г.

В чем причина?

Центробанк склонен видеть причину популярности ДМС в популяризации страховых продуктов, направленных на финансовую защиту рисков, сопряженных с лечением тяжелых заболеваний. Высок спрос на недорогие полисы чек-апов (программ диагностики), договора с франшизой, а также с включением в перечень гарантированных услуг телемедицины.

Когда клиент имеет возможность обратиться к врачу в режиме онлайн, издержки страховщиков сокращаются, как и потери времени самих страхователей. Это сделало полисы ДМС интересными тем, кто раньше предпочитал следить за своим здоровьем самостоятельно, обращаясь к врачу только в крайнем случае. При этом нельзя забывать и о том, что поставить диагноз, назначить курс лечения врач может лишь после очного первичного осмотра пациента. При проведении консультации онлайн, пациент получает медицинское заключение врача без назначения лечения и постановки диагноза.

Наряду с ДМС увеличился спрос на полисы для путешественников, выезжающих за границу, а также не страховки от укусов клещей.

Подороже или подешевле?

По оценке аналитиков, россияне все чаще не ждут от работодателей оформления ДМС, обращаясь самостоятельно к страховщикам. В 2018 г. по данной категории договоров с гражданами было оформлено полисов на 9,8% больше, чем в 2017 г., на общую сумму 18,3 млрд. руб.

Спрос по регионам – неоднороден. На розничный ДМС в столице пришлось около 10% от всех медицинских приемов. В других регионах цифры существенно ниже, поскольку меньше уровень доходов населения. Эксперты полагают, что в данный момент платные медуслуги и ДМС составляют не более 30% от всего рыночного объема. Расценки сыграли в этом не последнюю  роль, так как их увеличение не совпадает с ростом покупательской способности.

Цена ДМС для граждан и для предприятий с небольшим штатом (до 5 сотрудников) в среднем на 150% дороже точно таких же полисов для крупных юридических лиц. Стоимость страхового продукта для рядового покупателя складывается из нескольких слагаемых. Имеет значение цель приобретения: беременность, лечение зубов, рядовое обслуживание в поликлинике, защита от укуса клеща, специализированные программы на случай выявления рака. Не менее важен размер территории страхования, ведь выбор не ограничен только местом проживания. Клиент может сам решить, в клиниках какого ценового уровня он желает получать медицинские услуги при наступлении страхового случая.

Расценки на программы ДМС варьируются в широких пределах. Они могут стоить 16 тыс. руб., а могут – 150 тыс. руб. На цену влияют: уровень клиник, обслуживающих клиентов, возрастная категория страхователя, какие услуги включены в договор. Ничто не мешает в дополнение к базовому пакету дополнительно подключить стоматологическое обслуживание, оказание медуслуг на дому, стационарное лечение и т.д.

Какие полисы покупают охотнее?

Существенное влияние на объемы продаж полисов ДМС оказывает потребительский спрос на определенный набор услуг, а также качество их предоставления страховщиками.

Покупатели в большей степени интересуются полисами с конкретными страховыми случаями, например, от рака или укуса клеща. Главная причина – доступная цена. Если же обратиться к статистике продаж продуктов с классическим набором услуг, включая обслуживание в поликлинике со стационаром, то стоимость таких продуктов выше покупательной способности подавляющей части населения.

Когда к страховщику обращается клиент, желающий оформить договор лично для себя, то чаще всего речь идет о защите от несчастного случая. В регионах наблюдается неуклонный рост объемов продаж страховок от укуса клеща. В столице и в регионах граждане интересуются полисами с франшизой, а также выбирают договора с экстренной стационарной помощью в составе пакета услуг.

Общий прирост объемов продаж индивидуальных медицинских страховых программ в немалой степени объясняется тем, что покупатели не всегда правильно понимают, для чего нужна страховка. Часто договор оформляют с намерением в ближайшее время обратиться в больницу или уже на стадии лечения. Только малая часть клиентов покупают полисы, чтобы иметь их на всякий случай. При таком положении убыточность ДМС для физических лиц растет, а это заставляет расти цены на такие программы.

Портрет клиента

Не может не обращать на себя внимание интерес покупателей к детским страховым продуктам. Он увеличивается, особенно в отношении детей младше 1 года. Не падает спрос на ДМС среди состоятельных людей, выбирающих высокий уровень сервиса в медучреждениях. Отдельная категория стабильных покупателей – это  лица, у которых нет страховки ОМС, например, экспаты.

Эксперты предполагают, что в 2020 г. страховщики предпримут все возможное, чтобы спрос граждан на добровольное медицинское страхование не упал. С этой целью будут привлекаться банки, чтобы покупатели смогли оформить страховку в кредит. Центробанк уже отмечает взаимосвязи между спросом на кредитные продукты и страхованием. В центре внимания останутся конкретные наборы услуг, решающие те или иные запросы покупателей.

Другие полагают, что рынок страхования в России неуклонно станет смещать фокус в сторону предложения потребителю индивидуальных программ. Каждый сможет прийти в свою страховую компанию, чтобы оформить договор с тем набором рисков, который для него наиболее актуален. Например, ДМС-«антирак».

Следующее перспективное направление – это программы, направленные на предупреждение самых распространенных опасных заболеваний. Чем чаще человек будет иметь возможность проходить диагностику в комфортных для себя условиях (без очередей и долгой предварительной записи), тем ниже вероятность обнаружения рака или другого заболевания на неподдающейся лечению стадии.

В нашей стране происходит реализация целого ряда различных программ, направленных на профилактику заболеваемости. Однако, эксперты полагают, что система ОМС нуждается в кардинальном реформировании. По их мнению, необходимо сделать ДМС частью ОМС при госучастии. Софинансирование ДМС на государственном уровне поможет каждому потенциальному клиенту страховых компаний выбирать необходимую ему страховку и получать в полном объеме высококачественные медицинские услуги.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle