Катастрофа здравоохранения: пора возвращаться к плановому бюджетированию как в СССР?

Дмитрий Иванов
Какие серьезные ошибки реформ начала 2000-х годов выявила эпидемия коронавируса, чем плоха система ОМС и как бороться с упадочностью отечественной медицины
22.06.2020
1002

Эпидемия коронавируса еще острее обозначила проблемы здравоохранения, сложившиеся за последние три десятка лет. Очевидно, что реформы последних лет привели к своеобразной катастрофе российской медицины. Необходимый ответ серьезному вызову пандемии дается только благодаря самоотверженным усилиям и личным качествам медиков: врачей, медицинских сестер, младшего медицинского персонала. Так в чем же состоят проблемы текущего подхода к функционированию системы и как их решить? Удивительно, но опыт работы с исправно работающим механизмом здравоохранения у нас уже есть.

Кризис российской медицины

Недостатки существующего механизма здравоохранения выявились не внезапно, не «вдруг», но именно на фоне эпидемии коронавируса они стали наиболее заметны, несмотря на все предпринятые меры. К слову, меры по мобилизации медицины для борьбы с инфекцией можно разделить на два больших направления.

Во-первых, это базовые санитарно-эпидемиологические требования. С их введением уменьшается скорость распространения вируса, вероятность заражения, снижается количество заболевших. Разработкой таких мер занимается Роспотребназор – федеральная служба, не подконтрольная Минздраву. Социальное дистанцирование, режим самоизоляции, полное или частичное закрытие бизнесов, масочный режим, замеры температуры и повсеместное внедрение антисептиков уже доказали свою действенность, однако с эффективностью системы здравоохранения они напрямую не связаны.

Во-вторых, ряд мероприятий прошел в самой медицине. Однако придется отметить, что ей пришлось очень тяжело, ведь разрушенное к началу эпидемии здравоохранение не могло дать адекватную реакцию на необходимые в чрезвычайных условиях изменения. Причиной этому стали допущенные ранее ошибки в реформировании, недостаток финансов и кадров.

Не последнюю роль сыграло устоявшееся пренебрежительное отношение общества к медикам.

Ошибки реформирования

Прошедшие мероприятия по «оптимизации» отечественного здравоохранения смело можно называть бездарными, ведь проверку кризисом они не прошли. В первую очередь, это недостаток финансирования. Когда нет денег, многое откладывается, не реализуются. При недостатке средств не закупаются необходимые лекарства, не производятся нужные исследования – для среднего россиянина бесплатная медицина, как ни странно, становится менее качественной, менее доступной.

Если говорить о конкретных цифрах, то даже по сравнению со странами Восточной Европы у нас тратится в два раза меньше средств на обеспечение медицины. По отношению к ВВП расходы на здоровье в России составляют 3,5%, когда в вышеобозначенном регионе последние 30 лет этот показатель держится на уровне не ниже 5%. Нищая медицина убивает – с 1990 по 2020 год можно было бы спасти 13 миллионов россиян, всего лишь увеличив на 1,5% соответствующие бюджетные расходы.

Рыночный подход к медицине неприменим

Очень серьезная ошибка последних лет – реформирование финансового обеспечения здравоохранения по экономическому принципу, без оглядки на особенности этой деятельности. Оптимизацией руководили экономисты, применяли рыночные инструменты регулирования. Целью перемен было достижение сверхэкономических результатов, а не предоставление качественной помощи заболевшему человеку. В целях экономии бюджетных средств сократили количество коек, уволили «ненужный» персонал. Был уничтожен такой важный элемент медицинской помощи, как ФАПы, разрушено сельское здравоохранение. В цифрах финансирование сократили на 4%, а оставшиеся средства перенаправили на обеспечение высокотехнологичной помощи, дорогостоящего лечения. В итоге на оказание первичной медико-санитарной и скорой помощи денег почти не осталось.

Всему виной – рыночный подход и следование принципам бездумной экономии бюджетных средств. Отметим, что администраторы медицины в развитых странах (США, Великобритания, Германия, Австрия) уже отметили ущербность такого подхода и пользу бюджетного планирования.

Пора возвращать советскую плановую систему

Действующая в СССР плановая система бюджетирования медицины предполагала, что наличие медицинских учреждений на местности планируется «сверху» по потребностям населения. Деньги выделялись по сметам. Получалось, что если во благо пациента конкретное учреждение необходимо, то оно точно будет и без финансирования не останется, даже если по факту в определенный период обращений будет меньше или не будет вовсе.

У действующей в современной России системы ОМС подход диаметрально противоположный – деньги следуют за пациентом. Если нет обращения, то незачем и пункт медпомощи в данной местности организовывать. В итоге нарушена маршрутизация больных, преемственность лечения. О каких гарантиях доступности медицинской помощи в данном случае может идти речь?

Подчеркнем, что система ОМС сама по себе намного дороже бюджетной модели. Кроме распределения средств за пациентами, в структуру встраиваются частные страховые компании, многочисленный административный штат, забирающий на себя значительный объем финансирования.

ОМС может быть действительно эффективным, работающим инструментом только в дополнение к бюджетному планированию. Иначе в кризисное время наблюдаются крайне негативные последствия – применительно к коронавирусу разрушена инфекционная служба, скорая помощь доступность медпомощи снижена, особенно на селе и в малых городах.

Нищенские зарплаты медиков

Несмотря на президентские указания относительно повышения оплаты труда медиков, фактически за пределами московского региона зарплаты остаются крайне низкими. Оклад у врача не больше 25 тысяч рублей, у медсестры – 10. Медику приходится брать дополнительную нагрузку, чтобы прокормить семью. Психологический прессинг добавляет и бесконечная бумажная работа, проверки контролирующих органов, часто выполняющиеся формально.

Вкупе со сложившимся в обществе пренебрежительным подходом к медикам как к обслуживающему персоналу положению рядового доктора, медицинской сестры, младшего персонала вряд ли можно позавидовать.

Преодолеть эту проблему поможет установление на федеральном уровне обязательной минимальной величины оклада – 4 МРОТ доктору, 2 МРОТ медсестре и 1,5 МРОТ младшему медперсоналу. Сверх того следует предусмотреть надбавки и стимулирующие выплаты, в рамках которых можно применить и инструменты рыночной экономики, но только в целях улучшения качества лечения.

Управление медициной нужно централизовать

Сейчас в каждом регионе медицина строится по-своему, с учетом региональных особенностей. В общероссийском масштабе это приводит к серьезной текучке кадров, неадекватному перераспределению ресурсов. Чтобы избежать конкуренции субъектов страны, здравоохранение следует жестко централизовать по правилам полувоенной структуры. Кроме повышения доступности и качества лечения, это позволит обеспечить готовность всей системы в целом к чрезвычайным ситуациям, подобным текущей эпидемии коронавируса.

В заключение

Итак, прошедшая реформа здравоохранения полностью показала свою несостоятельность на фоне эпидемии коронавируса. Очевидное решение назревшей проблемы – переход от рыночного финансирования лечения (системы ОМС) обратно к действовавшей ранее в СССР системе бюджетного планирования. Кроме этого, действенными мерами станут установление на достойном уровне минимального размера оплаты труда медиков, полная централизация управления в здравоохранении. Наконец, простое увеличение финансирования с 3,5% до 5-6% от ВВП, лучшее распределение денег на обеспечение первичной и скорой помощи способны дать существенные результаты уже в ближайшее время.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle