Противостояние врачей и пациентов: можно ли исправить ситуацию?

Дмитрий Иванов
В чем причины конфликтных отношений, откуда берутся предубеждения относительно специалистов в белых халатах и можно ли достичь сотрудничества против болезни
28.06.2020
2001

В ряду проблем отечественной медицины стоят не только кадровый дефицит и низкая оплата труда, но и такой важный фактор как взаимоотношения пациента и врача. В идеале они должны сотрудничать, находиться на одной стороне, чтобы победить болезнь. В реальности же получается, что пациент часто выбирает позицию противостояния с доктором, от которой, в конечном счете, не выигрывает никто.

Война между пациентом и доктором

Врач и больной сегодня очень редко работают в одной команде, чаще в процессе лечения наблюдается состояние конфронтации и недоверия. К положительной динамике такие отношения привести не могут по определению. В чем причины этого? Среди пациентов прослеживается негативное мнение о докторах – их считают недоучками, некомпетентными в своей области специалистами. Оно складывается у больных, «благодаря» поверхностным сведениям из Интернета, осуждающим разговорам с родственниками и знакомыми. Получается, что, не владея даже минимальным профессиональным уровнем, человек выносит безоговорочное суждение о докторе.

Не последнюю роль в такой информационной войне играют и юридические фирмы, заинтересованные лишь в обогащении, а не в установлении истины. Их действиями небольшие медицинские ошибки превращаются в серьезные врачебные преступления, ломаются карьеры многообещающих молодых специалистов.

Из-за этого и сами врачи начали недолюбливать пациентов, относиться к ним с осторожностью и предубеждением. Вероятно, значение имеет и общая неустроенность российского общества сегодня.

А что у соседей?

В передовых странах Западной Европы, США, медицина, начиная с подготовки специалистов и заканчивая технологиями лечения, ушла далеко вперед относительно российской модели. Дело в развитии общества в целом, экономических и социальных моментах – отечественное здравоохранение просто не может находиться на аналогичном уровне прогресса.

Так, в России нет настолько продвинутого кадрового состава или медицинского оборудования. «Оптимизация» здравоохранения и непродуманные реформы привели к резкому снижению доступности и качества медицинской помощи. Качество лечения тоже пострадало «благодаря» сомнительным управленческим решениям, проведенным в угоду экономии бюджета.

За границей все начинается с суровой подготовки будущего доктора. Хотя поступить на медицинский факультет несложно, учиться крайне трудно. Из 100% поступивших в среднем заканчивает университет только половина. Освоить массу специальной литературы, выдержать многочасовые экзамены может только сильный духом и неравнодушный к своему делу человек.

Вузом обучение не заканчивается. Чтобы получить разрешение на частную практику, нужно отработать около 10 лет в государственных больницах, показав при этом высокую степень компетентности, знаний и результатов.

При всем этом зарубежные медики получают достойное материальное вознаграждение за свою работу. Выпускник медвуза претендует на зарплату, в пересчете на рубли, около 250 тысяч. Практикующий врач получает вознаграждение, исчисляющееся в миллионах. Заработку адекватна и возложенная на специалиста ответственность – врача постоянно контролируют проверяющие органы власти, страховые компании, а пациент вправе подать гражданский иск за ошибку. Докторов защищает специальная врачебная ассоциация, которая не дает ошибкам превратиться в уголовное преследование.

Российская медицина не может похвастаться и малой долей приведенной организации здравоохранения. Профессиональный отбор на этапе приема в вузы отсутствует, отсев по знаниям – тоже. Общий уровень образования сильно снизился даже по сравнению с советским, которое тоже было невысоким.

К слову, основной плюс медицины СССР – в ее доступности и гарантированности. Каждый пациент, обратившийся в больницу, получал помощь в тот же день от своего участкового терапевта. Очереди к «узким» специалистам не было, ожидание приема составляло всего несколько дней. Сегодня же можно наблюдать диаметрально противоположную картину, когда из-за отсутствия специалистов пациент вынужден ждать приема очень долго, пока прогрессирует его болезнь.

После выпуска из университета молодой доктор попадает на нищенскую зарплату. Она остается таковой и спустя несколько лет работы. Оклад в 18 тысяч для врача – обычное дело для России. Как доктору выживать на эти деньги? Ответственность и бессмысленная бумажная работа при этом никуда не исчезают. Несоответствие требований материальному вознаграждению закономерно озлобляет врачей.

Пути решения

Противостояние врачей и пациентов можно переломить в сторону сотрудничества. Для этого нужен комплексный подход.

Со стороны государства, власти – провести кардинальную реформу и исправить ошибки кадровой «оптимизации», не допускать впредь колоссальной экономии бюджета на здравоохранении. Восстановить укомплектованность больниц и поликлиник, обеспечить качественное обучение в медицинских университетах, начиная с профессионального отбора при поступлении.

Пациентам нужно осознать, что та медицина, которая есть сейчас, сложилась из-за совокупности различных факторов, а не только по вине врачей. Поэтому недоверием к специалистам лечение не улучшить. И не стремиться превратить малейшую врачебную ошибку в серьезное преступление в глазах СМИ, судов и общественности.

Врачам нужно помнить, что самое страшное в медицине – не недостаток знаний, а равнодушие. Нельзя допускать в себе ненависти к пациентам, даже если они заведомо конфликтные.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle