Смена формата медицинских лабораторий

Дмитрий Иванов
Период с 2020 года стал горячей порой для медицинских лабораторий. Повысился спрос на их услуги. Наибольшей популярностью пользовались запросы на обработку тестов на коронавирус. И не удивительно, именно этот период положил начало пандемии, а заболеваемость в те времена возрастала с каждым днем.
14.04.2023
2379

Тем не менее, резкий подъем спроса сменился не менее резким спадом в 2022 году. Случаи заболеваемости сократились в несколько раз. А значит российским лабораториям приходится искать новые пути привлечения клиентов.

Компенсация потери прибыли в настоящее время сказывается на неумолимом росте цен на услуги медицинских лабораторий. Специалисты говорят, что те цифры, которые мы наблюдаем сегодня – еще не предел. Стоимость услуг продолжит расти. И пока что эту тенденцию притормозить будет невозможно даже самым лояльным лабораториям. Им приходится подстраиваться под новые реалии. Так, мы уже можем наблюдать абонементы на анализы, появившиеся в продаже в этом году. А в аэропортах массово появляются специальные абонементы с экспресс-тестами на ковид. Подобное решение считается положительным как для самих лабораторий (не потребуется тратить рабочие ресурсы на обработку подобных тестов, все происходит автоматически), так и для потенциальных клиентов (людям не потребуется предварительно обращаться в лабораторию, что здорово сэкономит время).

Лаборатории тогда и сейчас

Во времена пандемии коронавируса, рынок клинической лаборатории работал на передовой практически без перерыва. Лаборанты стояли «на передовой» в течение пары лет наряду с врачами и медсестрами, трудящимися в ковидных госпиталях. Несколько волн инфекции способствовали непрерывному потоку клиентов, а значит и прибыли. Без специализированных тестов нельзя было устроиться на работу, отправиться в путешествие и т.д. Не говоря уже о самих заболевших, которым требовалось делать по несколько тестов на всех этапах лечения.

Однако, итоги 2022 года показали, насколько сильно просела выручка в целом для всех медицинских лабораторий по России. И это коснулось как государственных, так и частных лабораторий. Сравнивая цифры, специалисты говорят о том, что на пике заболеваемости, запросы на тесты на ковид занимали порядка 25% всех исследований. В настоящий момент они едва ли достигают 1% в отдельных клиниках.

Работникам лабораторий пришлось принять тот факт, что пандемия подошла к концу. И пусть люди продолжают заболевать коронавирусной инфекцией, все же это единичные случаи, которые не смогут и вполовину приблизить лаборатории к показателям во время пандемии.

Кто остался в выигрыше

Сейчас на плаву отлично держатся лишь те лаборатории, которые даже в самые прибыльные месяцы не делали ставку на тесты на ковид и продолжали развивать и другие отрасли диагностики. Такие лаборатории могут похвастаться тем, что за 2022 год прибыль у них не упала, а напротив, возросла в 2-3 раза.

Секрет состоит в том, что во времена постковида, которые продолжаются и сейчас, наши соотечественники не столько делают тесты на наличие инфекции, сколько хотят реабилитировать собственное здоровье. Нелегко приходится тем, кто переболел коронавирусом в тяжелой форме. В этом случае инфекция отразилась на многих сферах жизни. Обострились хронические заболевания или появились новые. И вот уже об этом и беспокоится в 2023 году среднестатистический россиянин.

На смену тестам на ковид пришли тесты на общий уровень белка в организме, железа, витамина B12. Многие пациенты ринулись проверять уровень гормонов щитовидной железы и многое другое. Все те сферы здоровья, которые мог подорвать ковид, контролируются и восстанавливаются в 2023-ем.

Но привлекать новых клиентов так или иначе приходится всем лабораториям. И каждая при этом избирает собственную тактику. Так, некоторые объединяют самые популярные тесты в один абонемент. Приобретая его, клиент имеет возможность заказать исследования по более привлекательной цене, нежели если брать те же самые тесты и рассчитывать по отдельности. Также, в абонемент нередко входит бесплатная консультация врача по итогам проведенных исследований. Подобная стратегия становится крайне выгодной в этом году как для лабораторий, так и для пациентов.

Чуть менее распространенной и удачной считается стратегия подписки на пакеты наиболее востребованных анализов. Кроме того, лаборатории массово продвигают собственные сертификаты, которыми возможно воспользоваться самостоятельно или преподнести в качестве подарка другому человеку. Прелесть этих сертификатов еще и в том, что для их приобретения не нужно приходить в саму лабораторию. Купить сертификат можно в ближайшем офисе «Мегафон» или «М.Видео».

Также, в крупных городах стали появляться автоматы без персонала для сдачи определенного круга анализов. Подобный подход удешевляет стоимость исследования за счет отсутствия администратора. Но пока данные автоматы не пользуются большим спросом.

Специалисты считают, что основные изменения в работе лабораторий и их клиентоориентированности еще впереди. Во-первых, следует ожидать еще большего подорожания услуг в пределах 5-7%. Связано это не только со спадом спроса, но и с возможными кибератаками, вследствие которых данные об исследованиях некоторых лабораторий попадают в открытый доступ. Чтобы обезопасить данные, лабораториям предстоит нанять дополнительный персонал, а это тоже скажется на прибыли и стоимости услуг.

 

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle