Дмитрий Иванов
Расскажем о главных отечественных разработках мед. оборудования за июль 2023 года: лазере, который сшивает раны, "умном" скальпеле на основе искусственного интеллекта и секвенсоре ДНК российского производства.
24.07.2023
797

Как испокон веков говорили на Руси: «Нет худа без добра». Введенные против нашей страны санкции простимулировали собственные российские разработки в сфере медоборудования и лекарственных средств. Текущая экономико-политическая обстановка просто обрекла на успех российские стартапы, спрос на отечественные технологии неуклонно растет, поскольку задача по обеспечению медицинского суверенитета России стоит достаточно остро.

Важно обеспечить россиян отечественными медикаментами, медоборудованием, прекратить зависимость от импорта в этой сфере. Сегодня мы расскажем о том, какие прорывные разработки российские ученые планируют в ближайшем обозримом будущем внедрить в клиническую практику.

Бескровно, бесшовно: раны сшивают лазером

Российские ученые закончили работу по созданию инновационной технологии лазерной спайки мягких тканей. Разработанный в стенах Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова аппаратный комплекс сшивает мягкие ткани, в том числе органов сердечно-сосудистой системы, восстанавливает хрящи, сухожилия. Манипуляции проводятся малоинвазивно, бескровно, при этом срок восстановления после операции значительно сокращается.

Разработка прибора велась почти 10 лет: ученые не могли найти решение для поддержания стабильной температуры лазерного луча. Показатель крайне важный, поскольку при даже минимальном превышении существует риск не спаять ткань краев раны, а обжечь ее, «поджарить».

Разработчики создали и встроили в лазерное устройство систему обратной температурной связи, контролирующую нагрев шва с точностью до 1 °С. Таким образом предотвращается ожог и (в будущем) образование грубого рубца. Это многообещающее достижение, ведь рубцы на внутренних органах существенно осложняют их функционирование.

Процедура спайки мягких тканей лазерным устройством производится так: на поверхности, которые предстоит «склеить», наносится специальная белковая паста, включающая альбумин (белок крови) и наночастицы. Этот биоорганический «припой» под воздействием лазера образует аккуратный шов, не затрагивая близлежащие здоровые ткани. Через полторы недели мягкие ткани полностью восстанавливаются, рубец практически не формируется, хотя совсем бесследно избавиться от раны всё же не получится.

Ученые пророчат инновационному методу большое будущее: за счет невысокой стоимости он будет доступен широкому кругу пациентов, и есть надежда, что он будет востребован в стоматологии, ортопедии, классической и пластической хирургии.

Дайджест новинок медоборудования за июль 2023

Интеллектуальный скальпель распознает и отсекает больные ткани

Очередное яркое достижение российских исследователей в сфере медицинского приборостроения – разработка «умного» скальпеля, в основе принципа работы которого лежит использование искусственного интеллекта. Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова совместно со специалистами РГПУ им. А. И. Герцена разработали инновационный хирургический нож, который самостоятельно распознаёт вид подлежащей операционному вмешательству биологической ткани, четко выделяет границы малигнизации (процесса, при котором здоровые клетки организма перерождаются в раковые) и избирательно разрушает опухолевые клетки. Скальпель полностью удаляет злокачественные новообразования, не затрагивая здоровую ткань.

Создан первый российский секвенсор ДНК

Российские исследователи разработали первый в стране секвенсор ДНК, во многом превосходящий зарубежные аналоги.

Напомним, что секвенатор ДНК и РНК – прибор, позволяющий обнаруживать патогенные генетические варианты – генетические мутации. С его помощью диагностируются наследственные генетические болезни и риски онкологических заболеваний, выявляются потенциальные лекарственные мишени.

До недавнего времени все секвенаторы ДНК в России были зарубежного производства. Институт аналитического приборостроения РАН в Санкт-Петербурге и Экспериментальный завод научного приборостроения открыли новую славную страницу в российской медицинской науке, разработав прибор, работающий с использованием российских реагентов, российской оптики и ПО.

На сегодняшний день ученые планируют полностью закрыть потребности отечественной медицины в секвенсорах и вывести изобретение на мировой рынок.

Дайджест новинок медоборудования за июль 2023

В реальность некоторых из этих изобретений сложно поверить, настолько они напоминают научную фантастику. Будем продолжать следить за новостями и открытиями в сфере медицины вместе с компанией Триггермед, занимающимися поставкой медицинского оборудования. Они и помогли нам подготовить материалы для данного дайджеста.

Фото: pharmmedprom.ru, mknc.ru, new.ras.ru.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle