Право-мед.ру
Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся
Подписаться в TelegramВ Госдуму внесён проект поправок к закону об обязательном медицинском страховании. Согласно документу, с 2026 года региональные правительства смогут передавать полномочия страховых компаний территориальным фондам ОМС.
Сегодня страховщики выполняют роль посредника между пациентом и медицинской организацией. Они проверяют правильность выставленных счетов, оценивают качество оказанной помощи, консультируют граждан по вопросам получения бесплатных услуг и помогают защищать их права в спорных ситуациях.
Если поправки будут приняты, все эти функции смогут перейти к территориальным фондам, которые одновременно распределяют средства, оплачивают работу больниц и контролируют качество их услуг.
Российская модель ОМС строится на принципе «трёхсторонних отношений»:
Эта конструкция создавалась для того, чтобы у граждан был «адвокат» в системе здравоохранения. Страховые представители консультируют пациентов, помогают обжаловать отказ в лечении, участвуют в судебных процессах, если возникают споры о качестве помощи.
Кроме того, наличие нескольких страховых компаний стимулирует конкуренцию между медицинскими организациями: больницы и поликлиники заинтересованы в том, чтобы не допускать нарушений, иначе это фиксируется в отчётах страховщиков.
Поправки фактически убирают из системы независимого игрока. Территориальные фонды будут совмещать сразу несколько функций:
Таким образом, один и тот же орган станет и заказчиком, и контролёром, и исполнителем.
Сторонники реформы утверждают, что:
Противники инициативы видят в ней серьёзные риски:
Попытки ограничить роль страховых компаний предпринимались и раньше. В 2020 году был снижен норматив средств, выделяемых на их деятельность, а также ограничено право проверять федеральные медучреждения. Тогда это объяснялось необходимостью экономии бюджета.
Параллельно государство ужесточало условия работы частных клиник в системе ОМС, чтобы перераспределить больше средств в пользу государственных учреждений.
Таким образом, нынешний законопроект выглядит логическим продолжением курса на сокращение роли частных игроков в здравоохранении.
В разных странах роль страховых компаний в медицине различается.
Российская модель изначально была ближе к европейской, но с каждым годом становится всё более централизованной.
Для обычного гражданина изменения могут проявиться в нескольких аспектах:
Эксперты выделяют три сценария развития событий:
Реформа ОМС с 2026 года — это не просто техническая поправка, а шаг, который может радикально изменить баланс сил в российском здравоохранении. С одной стороны, государство стремится сократить расходы и упростить систему. С другой — пациенты рискуют потерять независимого защитника своих прав.
Главный вопрос заключается в том, сможет ли новая модель обеспечить реальную прозрачность и справедливость, или же пациенты окажутся один на один с бюрократической машиной. Ответ на него станет очевиден лишь через несколько лет после запуска реформы.