Американское здравоохранение: почему столь дорогостоящее?

Панов А.В.// Журнал "Главный врач: хозяйство и право", 2004, № 1
Наличие достаточного финансирования, свойственного американскому здравоохранению, еще не панацея от кризисных явлений, которые не могут быть отрегулированы исключительно рыночными отношениями, а требуют иных подходов. Знакомство с этими подходами может быть полезным и для российского медицинского сообщества.
02.01.2010
25994

Содержание

Вступительное слово
Нужны гарантии обоснованного инвестирования ресурсов
Тенденции национальных расходов на охрану здоровья
На что тратятся деньги налогоплательщиков
Использование медицинского обслуживания
Стимул для повышения доходов врачей
Административные Затраты

Общественность против частного сектора, увеличивающего стоимость медицинских услуг
Международное cравнение 
Почему Америка тратит на здравоохранение больше всех?
Заключение

Вступительное слово

Увеличение расходов на здравоохранение вызывает беспокойство как политиков, руководителей здравоохранения, работодателей, так и застрахованных и незастрахованных американцев. В США сложилась смешанная государственно-частная система медицинского страхования, которая позволяет существовать здравоохранению в рамках рыночных отношений.

До сих пор США несет расходы на душу населения 5 здравоохранении больше, чем где- либо в мире, более того, в течение 90-х годов расходы на здравоохранение в США росли быстрее, чем в других промышленно развитых странах.

Ключ к сдерживанию затрат, а так же получению более высокой отдачи от вложенных средств лежит прежде всего в фундаментальных изменениях в самом здравоохранении, а не в саморегулирующей роли рынка.

Мы должны сосредоточить наше внимание на уменьшении врачебных ошибок, устранении излишних расходов и дублирования медицинских учреждений, модернизации и упрощении управления, увеличения прозрачности и точности показателей медицинской деятельности, выравнивании финансовых стимулов для врачей, больниц, и других организаций, оказывающих высококачественную медицинскую помощь и предоставляющих эффективное медицинское обслуживание.

• Взносы на медицинское страхование повышаются на 10 - 15 процентов в год. Страховые компании увеличивают прибыль и резервы, возмещая потери, понесенные ими в середине 90-х годов. Лежащее в основе этого увеличение затрат на здравоохранение хоть и не существенно значимо, но, тем не менее, вызывает определенное беспокойство.

• В 2001 США потратили более чем 1.4 триллион $ на здравоохранение, что составляет 14.1 % от валового национального продукта /ВНП/, для сравнения в 2000 г этот показатель был 13.3 %.

• В 2001 расходы на здравоохранение на душу населения увеличились на 8.7 процентов, что в целом обгоняло уровень инфляции в экономике. Хотя предполагается некоторое уменьшение темпов роста, США может ожидать 7 % ежегодного увеличения расходов на здравоохранение в следующее десятилетие.

• Вызывает наибольшее беспокойство растущее количество назначений лекарственных средств, остающиеся наиболее быстро растущим сегментом затрат медицинских учреждений.

• Использование медицинских услуг, после относительного спада в середине 90-х годов, увеличивается,– наблюдается больше обращений амбулаторных больных, назначений лекарств, посещений врачами больных на дому, вызовов скорой помощи.

• Быстро нарастает потребность в увеличении услуг врачей-специалистов в рамкам бесплатной медицинской помощи Medicare: консультативный прием, амбулаторная хирургия, проведение компьютерной томографии, постановка кардиостимуляторов, эхография сердца, т.е. в конечном итоге растет " спрос на врачей"

• Доходы узкоспециализированных врачей составляли в среднем 219,000 $ в 1999, по сравнению с 138,000 $ - врачей общей практики. Эти отклонения в оплате, имевшие место с 1995 по 1999 г были связаны с ограничением расходов на общественное здравоохранение, но повышение спроса на медицинские услуги в 2000-2002 г. нивелировало эти различия.

• Административные расходы увеличиваются на 11.2 % в год. В настоящее время они оцениваются в 111 $ миллиардов и предполагается, что они достигнут 223 миллиардов $ в 2012. Административные расходы в рамках частного медицинского страхования в 2,5 раза превышают подобные расходы в программах государственного медицинского страхования.

• Себестоимость медицинского обслуживания по частным медицинским страховкам на одного застрахованного впервые обогнала за последние 30 лет себестоимость по программам бесплатного медицинского страхования. В 2003 расходы работодателей на медицинские страховки для сотрудников увеличатся на 15 % по сравнению с увеличением на 4.1 % бесплатного страхования по программам Medicare.

• США потратили в 2000 г. на здравоохранение на душу населения 4,631 $, что на 69 % больше чем в Германии, на 83 % больше чем в Канаде, и на 134 % больше, чем средние расходы в промышленно развитых странах.

• Между 1990 и 2000 расходы на здравоохранение в США превышали уровень инфляции на 3.2 % в год. В промышленно развитых странах эта цифра была 3.1 %.

• США имеют более высокую долю частных расходов на медицинское обслуживание (56 %) чем промышленно развитые страны ( 26 %). Расходы на медицину, оплачиваемую из личного кармана граждан на душу населения составляло в США 707 $ в 2000, что более чем в 2 раза превышает уровень промышленно развитых стран (328 $).

• Американцы меньше находятся на стационарном лечении и меньше посещают врачей, чем в промышленно развитых странах.

• Расход на здравоохранение в США выше, потому что мы оплачиваем более высокую цену за подобные услуги, но они включают в себя более высокие административные расходы и исполнение более сложных специализированных процедур.

• Согласно исследованиям взрослые пациенты в Америке имеют в 2 раза большую вероятность столкнуться с медицинской ошибкой, и гораздо меньшую вероятность, что их медицинская документация будет вестись надлежащим образом, по сравнению с аналогичными пациентами в других англо-говорящих странах.

• США - единственная промышленно развитая нация, которая не обеспечивает полный охват всех медицинской помощью. Формирование высокотехнологичного здравоохранения, обеспечивающего качество, безопасность, эффективность, доступность - все это требуют значительных изменений в американской системе медицинского обслуживания.

Шаги, которые могли быть приняты для решения этих задач, включают в себя:

• Публичное оглашение себестоимости и данных качества медицинской помощи, оказываемой врачами, больницами, частными санаториями, другими организациями, занимающимися медицинским обслуживанием, а также характеристик медицинских страховок.

• Широкомасштабная демонстрация новых подходов к медицинскому страхованию, научно-обоснованные преимущества медицинских методик, использование современных информационных технологий и высококачественного медицинского обслуживания.

• Инвестиции в информационные технологии, обеспечивающие работу здравоохранения.

• Развитие и обнародование клинических руководств и стандартов качества.

• Оплата за высококачественное предоставление медицинского обслуживания по программам бесплатной медицинской помощи Medicare, Medicaid и частному страхованию.

• Инвестиции в исследования, предоставляющие доказательства улучшения медицинского обслуживания и устранения ненужной и неэффективную медпомощи, предоставляющей большую значимость, эффективность, включая использование современных информационных технологий, работу в команде и улучшение процессов медицинского обслуживания.

Эти шаги обозначают длинный путь к тому, чтобы в США была создана высокосовершенная система здравоохранения, достойная 21-ого столетия. Увеличение расходов на здравоохранение вызывает беспокойство как политиков, руководителей здравоохранения, работодателей, так и застрахованных и незастрахованных американцев.

Поиск эффективной стратегии сдерживания цен должен основываться на понимании тенденций в расходах на здравоохранение, сопоставлением опыта СЩА с опытом других промышленно развитых стран.

Американская система здравоохранения включающая в себя государственное и частное медицинское страхование, управляемую медицинскую помощь и рыночную конкуренцию отличается от подходов к здравоохранению других промышленно развитых стран по формированию и финансированию медицинского обслуживания, предполагающего более сильное правительственное регулирования.

Однако многие из факторов, влияющих на увеличение издержек в здравоохранении, воздействуют в общегосударственном масштабе - от старения населения, нехватки медсестер и другого квалифицированного персонала, до достижений современной фармацевтики.

Комментарии: