Экспертиза в стоматологии

А.В. Панов, А.А. Карпенко, А.А. Опарко
В статье рассматриваются вопросы качества стоматологических услуг, права потребителей при некачественном оказании стоматологических услуг, проведение независимой экспертизы в стоматологии
19.12.2011
25166

Содержание

Качество стоматологических услуг
Некачественные стоматологические услуги
Эксперт-стоматолог
Права потребителя в стоматологии
Претензия в стоматологии

Качество стоматологических услуг

Стоматологические услуги представляют собой определенные действия, совершаемые врачами-стоматологами. Объектом действий выступает ротовая полость и зубочелюстная система: зубы, пародонт, слизистая, слюнные железы и др.

Действия (стоматологические услуги) имеют начало и конец их выполнения, характеризуются определенным содержанием, объемом, включают в себя потребительские свойства, под которыми понимается полезность услуги для потребителя в виде возможного наступления благоприятного изменения в ротовой полости.

Оказание стоматологических услуг может характеризоваться результатом, например, на место удаленного зуба устанавливается ортопедическая конструкция (протез), которая замещает дефект зубного ряда, что также способствует улучшению функции откусывания и пережевывания пищи. Протез должен быть пригоден в течение определенного периода времени для использования по назначению.

Из вышеназванного вытекает, что качество стоматологических услуг - это характеристики действий, совершаемых врачами-стоматологами, в том числе и отраженные в результатах их профессионального воздействия - установленных пломбах, изготовленных коронках и др.

Эти действия должны совершаться в непротиворечии с медицинскими технологиями и правилами медицины.

Некачественные стоматологические услуги

Стоматологические услуги оказываются врачами - специалистами, согласно их профессиональной компетенции, подтвержденной сертификатом врача-специалиста (хирург, ортопед, ортодонт, терапевт).

Уровень квалификации (теоретических знаний и практических навыков) у врачей - стоматологов разный.

Их инструментарий (стоматологические установки, расходные материалы, интенсивность работы и др.), а также мотивация к надлежащему оказанию медицинских услуг также разная.

Поэтому наличие сертификата врача - специалиста и лицензии на разрешенный вид медицинской стоматологической деятельности - не однозначная гарантия того, что оказанные потребителю стоматологические услуги будут отвечать правилам медицины и требованиям медицинских технологий.

Т.н. человеческий фактор - прямое условие того, что некачественное оказание стоматологических услуг было есть и будет сопровождать эту медицинскую деятельность.

По данным Центра медицинского права стоматологические услуги - тот вид медицинской деятельности, на который наиболее часто высказывают претензии потребители.

Закон о защите прав потребителей позволяет дать юридические признаки некачественных стоматологических услуг:

  • несоответствие стоматологических услуг условиям договора в отношении их качества;
  • при отсутствии договорных условий о качестве несоответствие оказанных стоматологических услуг обычно предъявляемым требованиям к качеству оказанных услуг;
  • несоответствие стоматологической услуги целям, о которых потребитель поставил стоматологическую клинику при заключении договора.

Юридические признаки ненадлежащего качества стоматологической услуги устанавливаются через констатацию их медицинских признаков врачами экспертами в силу наличия у них специальных познаний.

Рис. 1. Взаимосвязь медицинских и юридических признаков ненадлежащего качества стоматологической услуги

Рис. 1. Взаимосвязь медицинских и юридических признаков ненадлежащего качества стоматологической услуги

Комментарии: