Качество стоматологических услуг
Некачественные стоматологические услуги
Эксперт-стоматолог
Права потребителя в стоматологии
Претензия в стоматологии
Стоматологические услуги представляют собой определенные действия, совершаемые врачами-стоматологами. Объектом действий выступает ротовая полость и зубочелюстная система: зубы, пародонт, слизистая, слюнные железы и др.
Действия (стоматологические услуги) имеют начало и конец их выполнения, характеризуются определенным содержанием, объемом, включают в себя потребительские свойства, под которыми понимается полезность услуги для потребителя в виде возможного наступления благоприятного изменения в ротовой полости.
Оказание стоматологических услуг может характеризоваться результатом, например, на место удаленного зуба устанавливается ортопедическая конструкция (протез), которая замещает дефект зубного ряда, что также способствует улучшению функции откусывания и пережевывания пищи. Протез должен быть пригоден в течение определенного периода времени для использования по назначению.
Из вышеназванного вытекает, что качество стоматологических услуг - это характеристики действий, совершаемых врачами-стоматологами, в том числе и отраженные в результатах их профессионального воздействия - установленных пломбах, изготовленных коронках и др.
Эти действия должны совершаться в непротиворечии с медицинскими технологиями и правилами медицины.
Стоматологические услуги оказываются врачами - специалистами, согласно их профессиональной компетенции, подтвержденной сертификатом врача-специалиста (хирург, ортопед, ортодонт, терапевт).
Уровень квалификации (теоретических знаний и практических навыков) у врачей - стоматологов разный.
Их инструментарий (стоматологические установки, расходные материалы, интенсивность работы и др.), а также мотивация к надлежащему оказанию медицинских услуг также разная.
Поэтому наличие сертификата врача - специалиста и лицензии на разрешенный вид медицинской стоматологической деятельности - не однозначная гарантия того, что оказанные потребителю стоматологические услуги будут отвечать правилам медицины и требованиям медицинских технологий.
Т.н. человеческий фактор - прямое условие того, что некачественное оказание стоматологических услуг было есть и будет сопровождать эту медицинскую деятельность.
По данным Центра медицинского права стоматологические услуги - тот вид медицинской деятельности, на который наиболее часто высказывают претензии потребители.
Закон о защите прав потребителей позволяет дать юридические признаки некачественных стоматологических услуг:
Юридические признаки ненадлежащего качества стоматологической услуги устанавливаются через констатацию их медицинских признаков врачами экспертами в силу наличия у них специальных познаний.