Последнее время интернет наполнен сообщениями об устойчивой тенденции исхода врачей из государственной системы здравоохранения. Вот лишь некоторые из них:
1. Увеличенные нормы нагрузки (количество пациентов на одного врача) из-за дефицита кадров, роста заболеваемости, повышенной обращаемость за медицинской помощью при симптомах ОРЗ (COVID);
3. Непонятная, затратная для врача система непрерывного медицинского образования и требования по участию в ней (накопление баллов);
4. Тяжелые условия работы в средствах индивидуальной защиты в ковидных отделениях, как и их периодическая нехватка;
5. Недальновидная политика руководства больниц и поликлиник в отношении компенсационных выплата и страхового возмещения;
6. Профессиональное выгорание и нежелание (неумение) администраций учреждений здравоохранения что-то делать в этом направлении;
7. Неэтичное отношение со стороны пациентов, властей и даже администрации ЛПУ (не нравится – увольняйся);
8. Вынужденный простой со снижением заработной платы из-за приостановления оказания медицинской помощи в плановом порядке, диспансеризации, медосмотров.
Следствия исхода
1. Очереди на плановую медицинскую помощь (амбулаторный прием, госпитализация в стационар)
2. Снижение её качества и безопасности, когда, например, участковый врач – терапевт (педиатр) «тащит на себе» в поликлинике два - три участка из-за отсутствия коллег. Увеличенная в таких условиях психоэмоциональная нагрузка (прием 40-60 пациентов вместо 20) – объективный фактор принятия неверных клинических решений в части диагноза и лечения, кроме того, возрастают объемы заполнения медицинской документации, что вынуждает врачей сокращать писанину, а это – дефекты, за которые накладывают штрафы страховые компании при осуществлении контроля, тем самым уменьшая финансирование лечебно-профилактических учреждений.
Что делается властью в авральном порядке?
Привлечении ординаторов, медиков-старшекурсников, волонтёров для помощи, в том числе для организации полноценных колл-центров при поликлиниках.
Кто должен переломить тенденцию исхода?
Президент России в январе 2020 в Послании Федеральному Собранию озвучил инициативу по внесению изменений в Конституцию России (на тот момент covid-19 еще не начал повсеместное распространение).
Конечно же инициатива была поддержана на УРА и начал реализовываться специальный законодательный механизм претворения изменений. В результате всенародного голосования 4 июля 2020 года эти изменения вступили в силу.
Что они предусматривают?
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи…
Статья 114 .. 1. Правительство Российской Федерации: в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области … здравоохранения…
Поясняю:
- социально ориентированная государственная политика – действия исполнительной власти федерального уровня, отвечающие интересам (потребностям) граждан (пациентов, врачей) в сфере охраны здоровья (медицинском обслуживании)
- качественная медицинская помощь - один из ее признаков - фактическое наличие квалифицированного врача на одном терапевтическом (педиатрическом) участке по штатному расписанию без переработки за отсутствующих коллег с достойным уровнем оплаты и технической оснащенностью.
Таким образом, есть правовые основы для приостановления исхода врачей из государственного здравоохранения.
Определенные действия государства в этом направлении уже имели место.
Можно ли их назвать достаточными? Ответ для меня очевиден - пока что нет. Государству , вследствие изменения Конституции, надо менять подходы к здравоохранению