Бонусом обучения в ординатуре, даже и за свой счет, станет отработка в течение года в местах дефицита первичного звена здравоохранения?
28.08.2023 10:07
549
Близкие по содержанию публикации появились в новостной ленте ДЗЕН.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ДВУХ ПУБЛИКАЦИЙ Система распределения выпускников медицинских вузов на работу в сельской местности начнет действовать в Татарстане. Молодым специалистам, желающим трудоустроиться в республиканские центры высокотехнологичной медицинской помощи, необходимо в течение года отработать в районе. Об этом сообщил министр здравоохранения республики Марсель Миннуллин.
"Всю республику разделили на шесть объединений, во главе стоит многопрофильный ВМП-центр. Укомплектованность в этих ВМП-центрах - 100%. У ВМП-центров сейчас нет необходимости в молодых специалистах. Они не берут на работу специалистов, у которых стаж менее трех лет. Но у выпускников-ординаторов, молодых специалистов есть уникальная возможность сейчас трудоустроиться туда, куда они захотят, но обязательно пройдя через объединения. Без вопросов они будут туда трудоустроены [в ВМП-центр], но только через год. А год они должны обязательно работать в тех курируемых районах", - сказал Миннуллин.
Он добавил, что за молодым специалистом, отправленным в район, будет закреплен наставник из ВМП-центра, а местные власти предоставят арендное жилье, которое будет оплачивать муниципалитет. Он отметил, что всего в 2023 году из медвузов республики выпускаются 726 ординаторов. "Вот это краткосрочное мероприятие, которое мы в течение года реализуем. И уже, действительно, весь этот пул ординаторов был распределен", - сказал министр.
По словам Марселя Миннуллина, «модель Татарстана» уже была представлена министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко и как «хороший опыт» она будет «экстраполирована» на другие регионы РФ. |
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
1. Прочитав информацию, сразу подумалось – ого, судя по названиям новостей обязательное распределение выпускников ординатур вводится в отдельно взятом регионе – Республике Татарстан. И на каком правовом основании, поскольку каких-то законодательных предпосылок к этому мне не встречалось, да и Конституция РФ в это части не могла измениться
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен. |
Даже если региональные власти что-то «замутили» по распределению, то их нормотворчество не должно противоречить федеральному законодательству!
Вчитался в информацию – никакое это не распределение, а использование служебного положения неких неведомых мне инициативных должностных лиц Минздрава РТ (назову "сильная сторона"), его придумавших, в отношении выпускников - ординаторов (врачей – специалистов) (назову "слабая сторона") с целью закрыть кадровый голод в первичном звене здравоохранения, существующий даже в одном из экономически развитых регионов России.
В чем противоречие?

ВМП-центр берет на работу специалистов, у которых стаж (опыт) от трех лет. Это - право работодателя, вытекающие из Трудового кодекса РФ. Данное требование должно быть обращено ко всем без исключения соискателям на вакантные должности.
Одновременно ВМП-центр под воздействием Минздрава РТ берется трудоустраивать врачей - специалистов с периферии с годичным стажем (опытом) работы, и они будут обладать преимуществом перед «трехлетками».
Возникает признак дискриминации для первых, который запрещен. Напомню его для Минздрава РТ.
Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. |
Правда, в этой статье есть и толкование признаков отсутствия дискриминации.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений … в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Задача внутренней политики в Республике Татарстан – заполнение врачебных вакансий на периферии региона для обеспечения реализации доступа населения к бесплатной медицинской помощи. Но она по смыслу законодательства не может решаться через процедуру регулирования трудоустройства в ВМП - центры.
2. Исходя из информации 726 ординаторов – выпускников текущего года уже распределены, т.е. согласились на предложенные условия. Какое единодушное выражение согласия поработать на окраине Татарстана!
Вероятно, местные ординаторы обладают специфическими духовно-нравственными характеристиками, сформированными на основе «Клятвы врача», правда эти характеристики имеют лишь годичное применение….
Какой документ будет оформлен между распределяемым, распределяющим, работодателем на год и ВМП-центром, как предоставляющим гарантии трудоустройства через год выпускнику – ординатору? Или достаточно слова министра Марселя Миннуллина: «Отработай год на периферии Татарстана – попадешь в ВМП-центр!».
3. Если укомплектованность в ВМП-центрах - 100%, полагаю, что такая будет примерно и через год, то на какие вакансии зачислят «врачей - годичников»?
Изменится штатное расписание в сторону увеличения, а с ним и появится дополнительное финансирования? Первое под воздействием Минздрава РТ прогнозируемо, а вот второе, мне представляется, ляжет на плечи руководителей ВМП-центров. Решение на поверхности: если кому-то дополнительному (сверхштатному) надо найти средства на зарплату, то у кого-то из существующих штатников размер стимулирующих выплат придется урезать.
Что произойдет в ВМП-центрах через два года – их штатное расписание начнет «пухнуть»?
4. Годичное присутствие врача-специалиста на селе, которого ранее не было и в помине – несомненное благо для населения, но все же краткосрочное.
Что потом?
Населению ждать очередного годичного вахтовика – ординатора? Впрочем не исключаю, что кто-то из прибывших все же «пустит корни» по месту годичной отработки (любовь, осознание призвания, природа и другие факторы).
5. Вызывает опасение одобрение опыта Минздрава РТ Михаилом Мурашко и его экстраполяция на другие регионы РФ: бонусом обучения в ординатуре, даже и за свой счет, станет отработка в течение года в местах «дефицита первичного звена» с правом трудоустроится там, где разрешат региональные минздравы?
6. Какие все же у нас креативные государственные органы в части привлечения медиков на село, правда за счет права сильной стороны (см. п.1) формировать условия слабой стороне (см. п.1).
Почему так происходит? Полагаю потому, что государственные органы власти не в состоянии сформировать такие привлекательные условия в части зарплаты, быта, чтобы выпускники – ординаторы дни бы считали до того момента, как они отправятся применять полученные профессиональные знания по новой специальности там, где их особо ждут.
Между тем, у государства такой опыт был в период пандемии COVID-19 – ковидные стационары были почти мгновенно заполнены медиками, несмотря на риск инфицирования коронавирусом. Заполнены потому, что за риск государство производило адекватные выплаты.