Эксперты мобильного приложения «Справочник врача» попросили медработников оценить уровень цифровизации российского здравоохранения. Напомним, приложение от компании «Медицинские информационные решения» появилось в 2013 году, сейчас в нем зарегистрировано более 465 тыс. врачей из России и более 1 млн медработников из РФ и стран СНГ. В свежем опросе приняли участие 1,7 тыс. российских медиков, из которых 77% работают в государственных медучреждениях.
Опрос показал, что у 3% респондентов нет компьютера на рабочем столе, а у 19% нет интернета. 77% опрошенных медиков заявили, что за последние два года никто не интересовался их мнением о качестве и удобстве установленной в их учреждении медицинской информационной системы (МИС; в ней отображается различная медицинская и бухгалтерская документация медучреждений, включая учет пациентов и записи на прием). Только 11% респондентов заявили, что качество МИС в их учреждении хорошее. У 49% «есть претензии» к информационной системе, 21% считает ее «скорее плохой», а 13% — откровенно плохой.
Среди опрошенных 77% считают необходимым повышать квалификацию медработников в сфере информационных технологий.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
В последние годы цифровизация здравоохранения стала одним из приоритетных направлений государственной политики. Однако, как показывает анализ официальной статистики Минздрава и мнений медиков, собранных на практике, между «цифровыми достижениями» на уровне отчетов и реальным положением дел в поликлиниках и больницах существует значительный разрыв.
С одной стороны, по данным Минздрава, за последние пять лет произошел колоссальный рост объема электронной медицинской информации — почти в 437 раз. Более миллиона рабочих мест врачей переведены в цифровой формат, внедрены медицинские информационные системы (МИС) более чем в 67 тысячах подразделений. На первый взгляд, цифровая трансформация проходит успешно. Но если обратиться к реальному опыту работы медперсонала, становится очевидно, что формальные показатели не всегда отражают качество и эффективность внедренных решений.
По результатам опроса проекта «Справочник врача», большинство медиков (77%) считают необходимым повышение их квалификации в области информационных технологий, однако на деле такие возможности доступны лишь единицам. Более половины опрошенных указали на то, что уровень цифровизации, представленный в СМИ, сильно завышен. Более того, у 19% врачей на рабочем месте нет даже доступа к интернету, а каждый десятый сталкивается с тем, что качество используемых МИС оставляет желать лучшего.
Особенно остро эта проблема стоит для врачей старшего поколения, которые, будучи опытными клиницистами, испытывают серьезные трудности при работе с компьютерами и электронными картами пациентов. Личный опыт посещения врача-пенсионера-оториноларинголога наглядно демонстрирует масштаб проблемы: высокий профессионализм сочетается с крайне низкой скоростью ввода данных, что вызывает дискомфорт у самого врача и увеличивает время приема пациента.
При этом формальная необходимость освоения цифровых инструментов все же вынуждает многих врачей адаптироваться. Примером может служить переход на электронную подачу документов в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ) при периодической аккредитации специалистов. Однако организованное обучение работе с ИТ-системами остается скорее исключением, чем правилом. Хотя программисты или технические специалисты есть практически в каждой поликлинике, системного подхода к обучению персонала часто не наблюдается.
Решение этой задачи во многом зависит от локального руководства. Главный врач, действительно заинтересованный в цифровой грамотности сотрудников, может сыграть ключевую роль в организации регулярного обучения. В каждом лечебном учреждении найдутся врачи, хорошо разбирающиеся в цифровых технологиях. Они могут стать внутренними тренерами, передавая знания коллегам. Это позволит повысить общую эффективность работы медперсонала и снизить количество ошибок, связанных с некорректным использованием МИС.
Важно также понимать, что цифровизация — это необратимый процесс, обусловленный не только развитием технологий, но и объективной необходимостью компенсировать кадровый дефицит в первичном звене здравоохранения. Без автоматизации невозможно обеспечить своевременную и качественную помощь населению. Однако без соответствующей подготовки медиков новые технологии могут стать барьером вместо помощника.
Для устранения существующего разрыва между цифровыми амбициями и реальностью необходимо:
Регулярное проведение курсов повышения квалификации по работе с ИТ-системами.
- Внедрение механизмов сбора обратной связи от врачей по вопросам удобства использования МИС.
- Законодательное закрепление обязанности работодателей обеспечивать цифровое обучение медперсонала.
- Формирование внутри учреждений систем мотивации к освоению новых технологий, в том числе через финансовую ответственность за ошибки, вызванные цифровой неграмотностью.
В конечном итоге, цифровизация должна быть не просто заменой бумажных карт на электронные, а полноценным повышением качества и доступности медицинской помощи. Только тогда она получит поддержку не только на бумаге, но и среди тех, кто каждый день работает с пациентами — среди врачей.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.