Стенография судебного заседания Совета Федерации по рассмотрению законопроекта от 12 ноября 2025 года об отработке выпускников медицинских вузов и колледжей.

В. Матвиенко:
Докладывает Светлана Михайловна Кириллова.

В нашем заседании принимают участие Олег Олегович Салагай, статс-секретарь-заместитель министра здравоохранения, а также Татьяна Владимировна Семенова, заместитель министра здравоохранения.
Пожалуйста, Светлана Михайловна, вам слово.

С. Кириллова:
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется закон, направленный на решение вопросов кадрового дефицита в здравоохранении, на повышение качества подготовки медицинских кадров, гарантию трудоустройства выпускников с поддержкой опытного наставника, создание условий для исполнения выпускниками и заказчиками обязательств в соответствии с договором о целевом обучении.
Закон предусматривает: первое, установление ответственности обучающихся по целевому договору, которая предусматривает полную компенсацию расходов бюджетов, затраченных на обучение студентов, и штраф в двойном размере компенсации. Такая же ответственность предусмотрена для заказчика целевого договора, если он не исполнил обязательства по трудоустройству выпускника-медика.
Второе, вводится стопроцентное целевое обучение по специальностям высшего образования уровня ординатуры.
Третье, поступающие на обучение по программам среднего медицинского образования по целевому договору будут иметь право на первоочередное зачисление в медицинские колледжи, независимо от конкурса аттестатов.
Четвертое, совершенствование качества профессиональной подготовки молодого врача, установлением наставничества для выпускников, окончивших обучение по медицинским специальностям на срок не более трех лет. В этот период молодой врач будет работать под руководством опытного врача-наставника в медицинской организации, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
Пятое, перечень медицинских специальностей, на которые будет распространяться наставничество, а также срок наставничества будет устанавливаться приказом Минздрава России. Прошу одобрить федеральный закон.
В. Матвиенко:
Спасибо, Светлана Михайловна. Есть ли вопросы, замечания? Пожалуйста, от Министерства здравоохранения Олег Олегович или Татьяна Владимировна, кто из вас выступит, пожалуйста?

Т. Семенова: Да, да, спасибо, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы. Но этот законопроект, наверное, ожидаем субъектами Российской Федерации, потому что в части приема все давно было урегулировано, но самое главное — когда ребята, завершившие обучение, приходят работать в отрасль. Поэтому он направлен на повышение эффективности трудоустройства, но и самое главное — на адаптацию молодого специалиста.
Это внедрение системы наставничества на основе пилота, который несколько лет проводился Минздравом России, что спрофилактирует отток в первые годы, в самые сложные становления профессии.
Соответственно, мы обсуждали на разных площадках с экспертным сообществом данный законопроект, был поддержан и очень ждут субъекты Российской Федерации. Спасибо огромное, прошу поддержать.
В. Матвиенко:
Спасибо, Татьяна Владимировна. Но мы не забываем при этом, что каждый молодой специалист, который особенно приходит в сельскую местность, в районные больницы, поликлиники, должен быть, должен окружен вниманием быть. И подумать о жилье, и обустройстве, и поддержке, наставничеству — это замечательно. Но надо еще и поддерживать социально молодых специалистов для закрепления их работы в медицинских учреждениях.
Коллеги, есть ли еще вопросы, замечания? Нет. Идет голосование за одобрение данного федерального закона. Прошу голосовать.

Решение принято.
Мой комментарий.
Сенаторы Совета Федерации, единогласно поддержавшие закон о наставничестве, продемонстрировали высокий уровень согласованности в решении кадрового кризиса в здравоохранении.
Под лозунгом Татьяны Семеновой о «заботе об адаптации молодого специалиста» и «повышении эффективности трудоустройства» была принята мера, направленная на системное решение проблемы дефицита кадров в первичном звене.
Однако, несмотря на пафос и единодушие, в законе и его обсуждении не было упомянуто ключевое: как будет обеспечено количество наставников и как будет оплачиваться их труд.


Сенаторы, судя по фотографиям с отрешенными взглядами, не проявляли особого интереса к практическим деталям реализации.
Они поддержали идею наставничества как «социальный лифт» для начинающих врачей, но не задумались о том, кто будет этим «лифтом» управлять. В условиях, когда участковый терапевт обслуживает в среднем 2,8 тысячи пациентов вместо положенных 1,7, у врача нет ресурсов на дополнительные обязанности. Без мотивации — материальной и статусной — система рискует остаться на бумаге.
Закон обязывает медицинские организации организовывать наставничество, но не предусматривает отдельных бюджетных ассигнований на оплату труда наставника. Это создает риски: нагрузка либо ляжет на уже перегруженные учреждения, либо наставничество превратится в формальную подпись под отчётами. Без мотивации — материальной и статусной — система рискует остаться на бумаге.
Таким образом, под лозунгом «заботы об адаптации» сенаторы поддержали идею, но не обеспечили её практическую реализацию.