ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

ПИСЬМО

от 9 сентября 2024 г. N 00-10-30-3-06/14799

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в связи с обращениями территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) по отдельным вопросам оплаты медицинской помощи по компетенции сообщает.

 

По вопросу оплаты случаев оказания скорой медицинской помощи.

В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами) включена в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Согласно Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок оказания скорой помощи), скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, а также в неотложной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Согласно Порядку оказания скорой помощи скорая медицинская помощь включает процедуру установления смерти человека при ее оказании в неотложной форме и во время медицинской эвакуации пациента.

Таким образом, вызов бригады скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи застрахованному лицу, в том числе с результатом вызова "смерть до прибытия бригады скорой помощи", подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. 2

Вызов бригады скорой помощи для констатации уже наступившего летального исхода не подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Данная позиция соответствует изложенной в письме Федерального фонда от 25.07.2019 N 9052/30-1/и и подтверждается судами первой, апелляционной и кассационной инстанции (Решение от 12.08.2022 N А73-9649/2022, Постановление от 24.10.2022 N 06АП-5404/2022, Постановление от 03.02.2023 N Ф03-6594/2022 соответственно).

 

По вопросу финансового обеспечения проведения патолого-анатомических исследований.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), при проведении патологоанатомического вскрытия гистологический, биохимический, микробиологический и другие необходимые методы исследований отдельных органов, тканей умершего или их частей являются неотъемлемой частью диагностического процесса в целях выявления причин смерти человека, осложнений основного заболевания и сопутствующего заболевания, его состояния.

В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ установлены основные понятия медицинской помощи, в том числе диагностики, вследствие чего патологоанатомические исследования, выполняемые при вскрытии тел умерших, являются составной частью диагностики заболевания, которая входит в понятие медицинской помощи.

Аналогичные нормы установлены Правилами проведения патолого-анатомических исследований, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N 179н, и Порядком проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 N 354н.

Направление тел умерших на патологоанатомическое вскрытие требует их перемещения (транспортировки) и хранения, которые должны осуществляться при соблюдении права человека на достойное отношение к его телу после смерти.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортировка трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях.

Разделом V Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 28.12.2023 N 2353 (далее - Программа) определено, что проведение патологоанатомических вскрытий (посмертное патолого-анатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и соответствующих бюджетов с учетом подведомственности медицинских организаций федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответственно:

в случае смерти пациента при оказании медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных в том числе с употреблением психоактивных веществ, а также умерших в хосписах и больницах сестринского ухода;

в случае смерти гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также вне медицинской организации, когда обязательность проведения патолого-анатомических вскрытий в целях установления причины смерти установлена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Программой проведение патолого-анатомических вскрытий (посмертное патолого-анатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) осуществляется в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, в случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в указанных медицинских организациях.

Таким образом, в соответствии с Программой, проведение патологоанатомических вскрытий за счет средств обязательного медицинского страхования возможно в случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также в случае вызова скорой медицинской помощи (далее - СМП) для оказания медицинской помощи застрахованному лицу, в том числе с результатом смерти застрахованного лица до приезда или в присутствии СМП.

В случае смерти гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также вне медицинской организации, когда обязательность проведения патологоанатомических вскрытий в целях установления причины смерти установлена законодательством Российской Федерации, в соответствии с Программой проведение патолого-анатомических вскрытий (посмертное патолого-анатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и соответствующих бюджетов с учетом подведомственности медицинских организаций федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответственно и не может быть оплачено за счет средств обязательного медицинского страхования.

 

По вопросу финансового обеспечения проведения патолого-анатомических вскрытий умерших, проходивших паллиативную терапию в отделениях паллиативной медицинской помощи.

Частью 4 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам паллиативной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, или иных источников в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ (за исключением средств обязательного медицинского страхования).

Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, в том числе детям, оказываемой амбулаторно, в том числе на дому, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными патронажными бригадами, в дневном стационаре и стационарно, включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода.

Таким образом, проведение патолого-анатомических вскрытий умерших, проходивших паллиативную терапию в отделениях (или на койках) паллиативной медицинской помощи, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. 5

Оплата патолого-анатомических вскрытий не застрахованных и не идентифицированных в системе обязательного медицинского страхования лиц не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

 

По вопросу транспортировки тел умерших с места обнаружения к месту вскрытия следует отметить следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона N 326-ФЗ за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное состояние здоровья лица, профилактическое мероприятие).

В случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи прекращаются.

Исходя из вышеизложенного, финансовое обеспечение транспортировки тел умерших с места обнаружения к месту вскрытия не может оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования.

 

Председатель

И.В.БАЛАНИН

Назад в раздел