15 апреля 2009 года N 6
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, его статус и условия деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Уполномоченный по правам человека в городе Москве
1. Должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом города Москвы в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их признания и соблюдения органами государственной власти и иными государственными органами города Москвы (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), их должностными лицами, государственными гражданскими служащими города Москвы (далее - государственные служащие) и муниципальными служащими внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные служащие), организациями города Москвы.
2. Должность Уполномоченного является государственной должностью города Москвы.
3. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам.
4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
5. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
6. Введение режима чрезвычайного или военного положения на территории города Москвы не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Статья 2. Основные задачи Уполномоченного
1. Основными задачами Уполномоченного являются:
1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
2) подготовка и внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов города Москвы, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, приведению их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права;
3) содействие обеспечению условий и гарантий соблюдения прав и свобод человека на территории города Москвы;
4) осуществление правового просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
5) участие в межрегиональном и международном сотрудничестве в области прав человека и содействие его развитию;
6) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. Приоритетным в деятельности Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов ребенка.
Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного
1. Деятельность Уполномоченного осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
2. Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, некоммерческими организациями и общественными объединениями.
3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав и свобод человека и гражданина, без их письменного согласия.
Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 4. Требования к кандидату на должность Уполномоченного
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, обладающее безупречной репутацией, имеющее высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Иные требования к кандидату на должность Уполномоченного устанавливаются федеральными законами.
Статья 5. Назначение на должность Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Московской городской Думой.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Московскую городскую Думу Мэром Москвы, депутатами Московской городской Думы, депутатскими объединениями (фракциями) в Московской городской Думе, представительными органами местного самоуправления.
3. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Московскую городскую Думу не ранее чем за 60 дней до дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного, но не позднее чем за 30 дней до дня истечения этого срока или в течение 30 дней со дня принятия постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.
4. К предложению о внесении кандидатуры на должность Уполномоченного должны быть приложены следующие документы:
1) письменное заявление кандидата о согласии на внесение его кандидатуры в Московскую городскую Думу для назначения на должность Уполномоченного, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес постоянного места жительства, номер контактного телефона;
2) копия документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации;
3) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате, по форме, установленной для кандидатов на должности государственной гражданской службы города Москвы;
4) автобиография кандидата;
5) копия трудовой книжки кандидата или документа, подтверждающего прохождение им военной или иной службы;
6) копия документа о высшем образовании кандидата;
7) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей кандидата;
8) обязательство кандидата в случае его назначения прекратить деятельность, несовместимую со статусом Уполномоченного;
9) согласие кандидата на обработку персональных данных.
4.1. Если по истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, в Московскую городскую Думу внесены две и более кандидатуры на должность Уполномоченного, комиссия Московской городской Думы, уполномоченная в области организации работы Московской городской Думы, с учетом заключений иных комиссий Московской городской Думы выбирает из предложенных кандидатур одну, предложение о согласовании которой не позднее чем за 20 дней до дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного направляется Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации вместе с материалами, указанными в части 4 настоящей статьи.
4.2. Если по истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, в Московскую городскую Думу внесена одна кандидатура на должность Уполномоченного, предложение о согласовании данной кандидатуры не позднее чем за 20 дней до дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного направляется Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации вместе с материалами, указанными в части 4 настоящей статьи.
5. Уполномоченный назначается на должность тайным голосованием, которое проводится не ранее чем по истечении 20 дней со дня направления Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации предложения о согласовании кандидатуры на должность Уполномоченного. Кандидатура на должность Уполномоченного считается согласованной, если в указанный срок получено согласие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на назначение данной кандидатуры или решение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по согласованию данной кандидатуры не поступило в Московскую городскую Думу.
5.1. Кандидат считается назначенным (избранным) на должность Уполномоченного, если за него проголосовало большинство депутатов Московской городской Думы.
6. Назначение на должность Уполномоченного оформляется постановлением Московской городской Думы. Постановление о назначении Уполномоченного подлежит обязательному опубликованию в городских средствах массовой информации.
7. Московская городская Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не ранее дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного и не позднее 60 дней со дня истечения этого срока или не позднее 90 дней со дня принятия постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.
8. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Московской городской Думы присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы и законодательством города Москвы, справедливостью и голосом совести".
9. Присяга приносится непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
10. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.
11. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Статья 6. Условия осуществления Уполномоченным своей деятельности
1. Уполномоченный обязан соблюдать требования, ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные статьей 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.
2. Уполномоченный со дня вступления в должность обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.
Статья 7. Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового Уполномоченного.
1.1. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Московской городской Думой после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 4-7 части 2 настоящей статьи.
2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случае:
1) его смерти;
2) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
3) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;
4) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) его выезда за пределы города Москвы на постоянное место жительства;
7) утраты им гражданства Российской Федерации;
8) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции";
9) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.
3. Проект постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного вносится в Московскую городскую Думу комиссией Московской городской Думы, к компетенции которой относится рассмотрение кадровых вопросов.
3.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1, 4-7 части 2 настоящей статьи, Московская городская Дума рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного на своем ближайшем заседании.
3.2. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 8, 9 части 2 настоящей статьи, комиссия Московской городской Думы, указанная в части 3 настоящей статьи, одновременно с внесением проекта постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного направляет указанный проект постановления Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации вместе с материалами, послужившими основанием для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, для проведения консультаций. В этом случае Московская городская Дума рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по истечении 20 дней со дня направления указанного проекта постановления Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации на своем ближайшем заседании.
3.3. Московская городская Дума принимает постановление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного двумя третями голосов от числа избранных депутатов Московской городской Думы тайным голосованием.
4. Истечение срока полномочий Московской городской Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 8. Полномочия Уполномоченного
1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы.
2. В целях выполнения основных задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, Уполномоченный:
1) осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина;
2) проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) разъясняет гражданам формы и способы защиты своих прав;
4) принимает участие лично либо через своего представителя в установленных законом случаях и формах в судебных процессах в целях защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в том числе обращается в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка либо предлагает обратиться в суд с подобным заявлением компетентным органам;
4.1) при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их;
5) вправе принимать в пределах своей компетенции меры по урегулированию споров между гражданами, а также их законными представителями, с одной стороны, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями города Москвы, действия которых обжалуются, - с другой;
6) направляет в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций города Москвы, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;
7) информирует правоохранительные органы и их должностных лиц о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
8) вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
9) вправе принимать участие в разработке нормативных правовых актов города Москвы, затрагивающих права и свободы человека и гражданина;
10) вправе присутствовать на заседаниях Московской городской Думы, ее комиссий, Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления в случаях рассмотрения ими вопросов в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
11) обладает правом законодательной инициативы в Московской городской Думе по вопросам своего ведения;
12) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих организаций и в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам;
13) вносит на рассмотрение Московской городской Думы, Мэра Москвы и Правительства Москвы вопросы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, а также представляет заключения и предложения по указанным вопросам;
14) направляет в органы государственной власти, органы местного самоуправления обращения о привлечении к ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина;
15) направляет по окончании календарного года доклад о своей деятельности, соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в Московскую городскую Думу, Мэру Москвы, Председателю Московского городского суда, Прокурору города Москвы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации; вправе представлять ежегодный доклад на заседании Московской городской Думы;
16) публикует ежегодный доклад в официальном издании Московской городской Думы;
17) вправе направлять специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы. На основании соответствующего решения Московской городской Думы специальный доклад может быть представлен на заседании Московской городской Думы;
18) размещает доклады и иные материалы на официальном сайте Уполномоченного в международной компьютерной сети "Интернет";
19) издает печатные сборники, содержащие информацию о правах и свободах человека и гражданина;
20) вносит предложения в органы государственной власти города Москвы по совершенствованию организации предоставления общего и профессионального образования в государственных образовательных организациях города Москвы;
21) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.
Статья 9. Рассмотрение Уполномоченным жалобы
1. Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства, находящимся на территории города Москвы (далее - заявитель), полагающим, что решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.
2. Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.
3. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. В случае если данные решения или действия (бездействия) обжаловались в судебном или административном порядке, копии соответствующих решений должны быть приложены к жалобе.
4. Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя или уполномоченного представителя.
5. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.
6. Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
7. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
8. Уполномоченный не может передавать жалобу или поручать проверку по ней органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, организациям города Москвы, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
9. О принятом в соответствии с настоящей статьей решении Уполномоченный обязан известить заявителя в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления жалобы.
10. В случае принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченный информирует орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу государственной власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
11. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.
12. При рассмотрении иных обращений, касающихся нарушений прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный руководствуется требованиями федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Статья 10. Гарантии деятельности Уполномоченного
1. Уполномоченный имеет право:
1) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций города Москвы, а также в соответствии с федеральным законом правоохранительных органов на территории города Москвы и мест принудительного содержания;
2) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы, материалы и разъяснения от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина;
3) по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации города Москвы, а также в соответствии с федеральным законом правоохранительные органы на территории города Москвы и места принудительного содержания;
4) привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний;
5) получать разъяснения от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки жалобы;
6) самостоятельно или совместно с органами, в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод человека и гражданина, проводить проверку деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы человека и гражданина;
7) опубликовать принятое им заключение в периодическом печатном издании, одним из учредителей (соучредителей) которого являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации на территории города Москвы либо которое финансируется полностью или частично за счет средств бюджета города Москвы;
8) при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции;
9) в случае грубого, систематического или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина выступить с докладом на заседании Московской городской Думы и (или) заседании Правительства Москвы;
10) осуществлять иные права в соответствии с федеральным законодательством.
2. Уполномоченному предоставляются гарантии, предусмотренные для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.
Статья 11. Рассмотрение обращений Уполномоченного
1. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководители организаций города Москвы обязаны в двухнедельный срок бесплатно предоставлять сведения, материалы и документы по запросам Уполномоченного, необходимые для осуществления его полномочий.
2. Заключения и рекомендации Уполномоченного направляются в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций города Москвы, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномоченного направляются им в соответствующие федеральные органы.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, руководители организаций города Москвы, получившие заключения, рекомендации и другие обращения Уполномоченного, обязаны рассмотреть их в двухнедельный срок и уведомить об этом Уполномоченного в письменной форме. В случае если рекомендации Уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.
4. Уполномоченный имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении и обсуждении поставленных им вопросов. О времени и месте проведения заседания Уполномоченный должен быть извещен не позднее чем за три дня до даты рассмотрения вопроса.
5. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина федеральными государственными органами или организациями, учрежденными федеральными органами государственной власти, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и (или) в федеральные органы государственной власти, к компетенции которых относится рассмотрение данных вопросов.
6. Уполномоченный безвозмездно обеспечивается документами, принятыми органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Московской городской Думой и Правительством Москвы.
7. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций города Москвы обязанностей, установленных настоящим Законом, не допускаются и влекут ответственность, установленную законодательством.
8. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 12. Аппарат Уполномоченного
1. Для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения его деятельности создается аппарат Уполномоченного (далее - аппарат).
2. Аппарат является государственным органом города Москвы, обладающим правами юридического лица и имеющим лицевые счета в органах казначейства и счета в кредитных организациях в порядке, определенном Правительством Москвы, а также печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба города Москвы.
3. Уполномоченный:
1) является представителем нанимателя в отношении работников аппарата;
2) руководит деятельностью аппарата и утверждает положение о нем;
3) самостоятельно разрабатывает и исполняет бюджетную смету в пределах средств, установленных бюджетом города Москвы;
4) утверждает структуру аппарата, устанавливает в пределах бюджетной сметы его численность и штатное расписание;
5) решает иные вопросы деятельности аппарата.
4. Помещение для размещения Уполномоченного и его аппарата предоставляется Правительством Москвы в бессрочное безвозмездное пользование.
Статья 13. Финансирование деятельности Уполномоченного
1. Средства на финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата предусматриваются отдельной строкой в бюджете города Москвы.
2. Лица, замещающие в аппарате должности, отнесенные нормативными правовыми актами города Москвы к должностям государственной гражданской службы города Москвы, являются государственными гражданскими служащими. В аппарате могут быть учреждены должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Москвы.
3. Денежное содержание государственных гражданских служащих в аппарате устанавливается на уровне денежного содержания государственных гражданских служащих в Аппарате Мэра и Правительства Москвы.
4. Оплата труда лиц, замещающих в аппарате должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Москвы, производится в размерах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти города Москвы.
Статья 14. Общественные помощники Уполномоченного
1. Уполномоченный вправе иметь помощников, работающих на общественных началах.
2. Положение о помощниках, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.
3. Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных началах, выдается соответствующее удостоверение.
Статья 15. Общественный экспертный совет при Уполномоченном
1. Для оказания консультативной помощи при Уполномоченном может создаваться Общественный экспертный совет по вопросам, касающимся прав и свобод человека и гражданина, состоящий из специалистов, имеющих необходимые знания в этой области.
2. Положение об Общественном экспертном совете и его состав утверждаются Уполномоченным.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Назначение на должность первого Уполномоченного
1. Предложения о кандидатах на должность первого Уполномоченного вносятся в Московскую городскую Думу в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона.
2. Московская городская Дума принимает постановление о назначении на должность первого Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока для внесения предложений о кандидатах на эту должность в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.
Статья 17. О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы
Признать утратившими силу со дня вступления в силу постановления Московской городской Думы о назначении на должность первого Уполномоченного:
1) Закон города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве";
2) статью 2 Закона города Москвы от 4 июля 2007 года N 26 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные должности города Москвы и должности государственной гражданской службы города Москвы".
Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 2009 года.
Статья 19. Передача и осуществление прав и обязанностей по вопросам признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве
Возникшие на основании Закона города Москвы "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" права и обязанности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и его аппарата по вопросам признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве передаются Уполномоченному по правам человека в городе Москве и его аппарату и осуществляются ими на основании настоящего Закона со дня вступления в силу постановления Московской городской Думы о назначении на должность первого Уполномоченного.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
15 апреля 2009 года
N 6