Как получить положенное лечение бесплатно и в разумный срок

06.05.2016 10:36
1174

Несмотря на то, что вся медпомощь входит в программу госгарантий и брать за нее деньги запрещено, очереди в кассу в поликлиниках сейчас – вовсе не редкость. Предметом торга сегодня становятся сроки оказания медпомощи: не торопишься – добро пожаловать в «лист ожидания», хочешь быстрее – лучше заплатить.

Удобная схема

Такая схема практически безопасна для руководства ЛПУ: никто никого не вводит в заблуждение и ни к чему не принуждает. А у невозможности своевременного предоставления медуслуг всегда находятся «объективные причины»: нехватка оборудования, дефицит персонала, карантин по гриппу. При этом, с жизнеугрожающими состояниями обычно не шутят, а вот назначенный грудничку неврологом массаж можно прождать до поступления в школу.

Усугубляет ситуацию отсутствие полного перечня предельных сроков ожидания конкретных видов медпомощи. Однако, в общем виде он представлен в территориальных программах госгарантий бесплатного оказания медпомощи (нормы которых не должны превышать установленные федеральным центром). Текст программы находится в свободном доступе на сайте территориального фонда ОМС, местных органов здравоохранения. Кроме того, этот текст должен быть вывешен в холле любого лечебного учреждения. Прочитав программу, пациент может узнать сроки ожидания приема врача, плановых диагностических исследований, госпитализации.

Так, предельные сроки ожидания медпомощи в столице прописаны в п.2 территориальной программы госгарантий на 2016 год «Виды, формы и условия оказания медицинской помощи».

Как следует из этого документа, плановая госпитализация в больницу оказывается не позднее 14 дней со дня выдачи направления, медпомощь по неотложным показаниям в амбулаторных условиях – в день обращения. Срок ожидания приема участковыми педиатрами и терапевтами не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента, врачей-специалистов – не более 7 дней.

Срок ожидания диагностических инструментальных исследований (рентген, функциональная диагностика, УЗИ) и лабораторных исследований в плановом порядке – не более 7 дней со дня установления необходимости проведения таких исследований. Срок ожидания КТ, МРТ и ангиографии – не более 20 дней. Что касается высокотехнологичной медпомощи, то на этот счет сказано лишь то, что в ЛПУ «ведется лист ожидания» (сроки оказания ВМП вообще нигде не прописаны и это очень серьезный пробел в системе ее оказания).

Учите «матчасть»

Так что, если врач говорит пациенту, что бесплатного УЗИ или КТ нужно ждать два месяца, а за плату эти услуги могут быть оказаны на следующий день, стоит проверить, действительно ли это так, заглянув в программу госгарантий. Нужно ли платить за назначенное врачом исследование, можно узнать, посмотрев еще один документ – стандарт оказания медицинской помощи при тех или иных видах заболеваний. Стандарт лечения – это утвержденный Минздравом России список бесплатных услуг и лекарств, разработанных для определенного заболевания, проще говоря – чем и как должны лечить пациента.

Знать стандарты желательно еще и потому, что нередко пациентам говорят о невозможности предоставить какую-то услугу в своей поликлинике и предлагают сделать это за плату в определенной медорганизации. Это незаконно. Если исследование входит в стандарт, то врач должен выдать пациенту письменное направление туда, где это исследование проведут бесплатно по полису ОМС. Платной является только диагностика, не указанная в стандарте.

По мнению главы «Лиги пациентов» Александра Саверского, основная проблема современных стандартов заключается в том, что они не содержат хронометража. «То есть там прописан, например, обязательный рентген при пневмонии, но в какие сроки он должен быть сделан, нигде не указано, – объясняет эксперт. – В итоге в суде (если дойдет до этого) всегда можно будет сказать, что «мы собирались сделать рентген». Минздрав отказывается вводить в стандарты временные нормы, мотивируя тем, что это должно быть решено на уровне клинических протоколов лечения. Но пока этого нет. И поэтому временной фактор становится основной причиной торга при обращении человека в государственное медучреждение».

Как получить положенное лечение бесплатно и в разумный срок

Александр Саверский

Что касается программы госгарантий, то, по словам Саверского, она содержит усредненные показатели, которые вообще ни о чем не говорит. «С правовой точки зрения необходимость медицинского вмешательства оценивается показаниями, прописанными в учебниках, а не возможностями ЛПУ, – говорит эксперт. – А усредненные показатели нужны для экономического нормативного акта, каковым как раз и является программа госгарантий. Но если при пневмонии человеку показан рентген легких, то он нужен немедленно».

Между тем, сроки ожидания многих услуг не прописаны и в программе госгарантий и фактически отданы на откуп поликлиникам. По мнению Саверского, пациент может использовать это в свою пользу. «Если врач назначил какую-то процедуру, входящую в программу госгарантий, а больного поставили в многомесячную очередь, можно говорить о нарушении его прав, – считает Саверский. – Если в программе госгарантий ничего не сказано о предельных сроках выполнения конкретной процедуры, значит, она должна быть проведена немедленно. И пациент может жаловаться на оставление без помощи и угрозу жизни и здоровью. Возможно, что это совсем и не так, но пациент же не должен обладать медицинской грамотностью, и это очень удобно с правовой точки зрения».

Куда жаловаться

По словам медицинского юриста, управляющего ООО «Центр медицинского права» Алексея Панова, в основном нарушение сроков оказания медпомощи, установленных территориальной программой госгарантий происходит на этапе поликлиник. «Можно согласиться с тем, что в поликлинике не хватает персонала, а нагрузка на имеющийся повышена, посочувствовать и заплатить в кассу деньги. Но есть и второй вариант – обратиться в страховую компанию, которая выдала полис ОМС. Ни в одном официальном документе не сказано о том, что если штаты медорганизации не заполнены, то предельные сроки ожидания медпомощи можно не соблюдать», – объясняет юрист. Если же деньги за то, что положено бесплатно, уже заплачены, тоже не все потеряно. Можно обратиться в ту же страховую компанию с заявлением о защите прав пациента и требованием по оказанию помощи в возврате денежных средств.

 Как получить положенное лечение бесплатно и в разумный срок

Алексей Панов

По мнению Саверского, часто бывает достаточно письменной жалобы на имя руководства поликлиники. Если пациента вынуждают оплачивать стандартную диагностику или лечение, стоит обратиться к главному врачу, пообещав после оплаты написать в страховую компанию заявление на возмещение потраченных средств. Если это не помогло, нужно сдержать свое обещание и обратиться в страховую компанию, территориальный фонд ОМС или региональный Минздрав по телефонам «горячей линии». Но обычно, чтобы не привлекать к себе внимания, руководители поликлиник стараются уладить конфликт полюбовно. «Такая жалоба важна даже не сама по себе. А как письменное доказательство того, что право пациента нарушено, - объясняет Саверский. – И в 90% случаев после появления таких бумаг, вопрос решается. Ни одному главврачу не нужны эти проблемы: одно дело отказать на словах, и совсем другое – в письменном виде. Это уже основание для обращения в прокуратуру».

Ирина Резник

Комментарии: