Расходы на приобретение диаскинтеста и туберкулина не включены в территориальную программу ОМС и, соответственно, должны осуществляться за счет бюджета субъекта РФ
ТФОМС Вологодской области с целью контроля за использованием средств ОМС проведена плановая комплексная проверка бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника № 3», о чем составлен акт от 30.09.2019.
По мнению фонда ОМС, расходы за счет средств ОМС в сумме 1 860 742 рублей произведены не по целевому назначению:
- расходы на приобретение диаскинтеста и туберкулина в сумме 1 171 209 рублей;
- расходы на оплату услуг по хранению медицинских иммунобиологических препаратов в сумме 516 776 рублей;
- расходы на оплату работ по демонтажу и монтажу системы видеонаблюдения в сумме 172 757 рублей.
Соответственно поликлиника должна была еще заплатить штраф в размере 186 074 рублей.
Не согласившись с этим пунктом акта, учреждение здравоохранения обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании частично недействительным пункта 1 требования государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области от 30.09.2019.
В качестве третьего лица в деле принимал участие Департамент здравоохранения Вологодской области.
Заявитель указал на несоответствие пункта 1 требования положениям Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Ссылается на необходимость приобретения препаратов диаскинтекста и туберкулина в целях ранней диагностики туберкулеза за счет средств ОМС. Поскольку иммунодиагностика относится к профилактической помощи, выступает ее составной частью, применение указанных препаратов должно осуществляться в рамках базовой программы ОМС.
По мнению ТФОМС, финансирование этих расходов должно производиться за счет средств областного бюджета. В Территориальную программу ОМС на 2017- 2018 годы не были заложены средства на приобретение указанных препаратов.
Департамент в отзыве на заявление поддержал требования учреждения здравоохранения. Пояснил, что приобретение учреждением диаскинтеста и туберкулина, а также оплата услуг по хранению препарата в 2017-2018 годах за счет средств ОМС правомерны.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования должны быть удовлетворены частично по следующим основаниям:
- расходы на приобретение диаскинтеста и туберкулина не включены в территориальную программу ОМС и, соответственно, должны осуществляться за счет бюджета субъекта РФ;
- следовательно, выводы фонда ОМС о нецелевом расходовании средств на приобретение диаскинтеста и туберкулина в размере 1 171 209 рублей и оплату услуг по их хранению в сумме 516 776 рублей, а также наличие у поликлиники обязанности возвратить в бюджет фонда ОМС средства в указанной сумме и уплатить штраф, правомерны;
- поскольку фактические вложения по приобретению системы видеонаблюдения как оборудования, относящегося к основным средствам стоимостью более ста тысяч рублей за единицу, производятся за счет иных источников бюджетного финансирования, стоимость работ по монтажу и установке этого оборудования также не осуществляется за счет средств ОМС.
С учетом доводов заявителя и представленных доказательств, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер штрафных санкций, подлежащих взысканию с учреждения здравоохранения.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований: признать не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ и недействительным пункт 1 акта ТФОМС от 30.09.2019 в части требования об уплате штрафа в бюджет территориального фонда в размере 168 074 рублей.