Суд вынес решение по спору между государственным бюджетным учреждением здравоохранения и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Дело касалось приобретения автоклава и его использования в медицинских целях
На основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский клинический онкологический диспансер» в период с 21 сентября 2023 года по 20 октября 2023 года проведена комплексная выездная проверка по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использованию средств обязательного медицинского страхования за период с 01 января по 31 декабря 2022 года, по отдельным вопросам с 01 января по 01 августа 2023 года. По результатам проверки 20 октября 2023 года составлен акт комплексной выездной проверки ГБУЗ РХ «РКОД», в котором сделан вывод о том, что медицинское учреждение в 2022 году допустило нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 869 674 рублей.
ГБУЗ РХ «РКОД» обратилось в суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия о признании недействительным акта комплексной выездной проверки от 20 октября 2023 года в части требования о возврате средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 585 000 рублей, а также применения штрафных санкций в сумме 58 500 рублей.
Судом установлены следующие обстоятельства. ТФОМС в ходе проверки установил и стороны не оспаривают, что в исполнение приказа Министерства здравоохранения Республики Хакасия между ГБУЗ РХ «РКОД» (заказчик) и ООО «Медлидер» (поставщик) 11 июля 2022 года был заключен договор на поставку автоклава Vacuklav 24 BL+ с принадлежностями, стоимостью 585 500 рублей.
Согласно пункту 2.5 договора источником финансирования выступали средства, полученные из фонда ОМС.
Учитывая, что стоимость приобретенного медицинской организацией основного средства (оборудования) автоклава Vacuklav 24 BL+ превысила 100 тысяч рублей за единицу, ТФОМС пришел к выводу о нарушении учреждением части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ.
В соответствии с представленным в материалы дела регистрационным удостоверением на медицинское изделие от 29 мая 2020 года №ФСЗ 2011/11282, выданным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, автоклав MEGAL с принадлежностями в исполнении Vacuklav 24 BL+ относится к медицинским изделиям.
Стерилизатор для эндоскопического инструментария в ГБУЗ РХ «РКОД» отсутствовал. Данное обстоятельство также следует из акта проверки от 20 октября 2023 года, из которого следует, что учреждением заключались договоры с ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» на оказание услуг по стерилизации инструментария и изделий медицинского назначения паром и парами формальдегида.
При изложенных обстоятельствах, доводы ТФОМС о том, что паровой стерилизатор не используется для оказания медицинской помощи застрахованным лицам, отклоняются судом.
Стоимость спорного основного средства составляет до 1 миллиона рублей (585 500 рублей).
Наличие у медицинской организации не погашенной в течение трех месяцев кредиторской задолженности ТФОМС не установлено. В ходе судебного заседания данное обстоятельство не опровергнуто.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о возможности признания использования средств ОМС на приобретение парового стерилизатора, предназначенного для обработки хирургических инструментов, целевым использованием средств ОМС, поскольку в рассматриваемой ситуации такой стерилизатор может относиться к медицинским изделиям, используемым для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 346.
Заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский клинический онкологический диспансер» удовлетворено.
Признан недействительным акт комплексной выездной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия от 20 октября 2023 года в части требования о возврате средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 585 000 рублей и уплате штрафа в размере 58 500 рублей, поскольку он не соответствует Федеральному закону от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Решение не вступило в законную силу.