Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram

Правовые последствия несоблюдения времени начала оказания медицинской услуги

02.10.2025 00:51
668

Видеоконференция Право-мед.ру № 302 (23) от 30 сентября 2025 года, на которой обсуждалась судебная практика по иску потребителя к медицинской организации за задержку времени консультативного приема

А. Панов:

Сегодня 23-я видеоконференция текущего года и 302-я с начала работы формата. Рассматривать будем с Дмитрием правовые последствия несоблюдения времени начала оказания медицинской услуги.

Видеоконференция № 302. Рис. 1

Что явилось информационным поводом для нашего профессионального общения?

Видеоконференция № 302. Рис. 2

Суть конфликта, которая взята из судебного акта: в апреле между потребителем и медицинской организацией был заключён договор на платную консультацию у торакального хирурга. Приём был назначен на 11 часов, но в назначенное время он не состоялся, поскольку врач был занят оказанием неотложной медицинской помощи другому пациенту.

Пациента, который обратился, и других пациентов проинформировали о задержке — около 40 минут. Тем не менее, пациент покинул учреждение в 11:26, не дождавшись приёма, и обратился с иском в суд — мировой суд по месту нахождения истца.

Видеоконференция № 302. Рис. 3

Судя по всему, это мировой суд города Симферополя, который посчитал, что услуга не была оказана, и потребовал в судебном порядке возврата расходов на проезд, видимо, в Москву и обратно, а также на дополнительные обследования и исследования. Истец указывал, что нарушены условия договора и причинён материальный ущерб.

Видеоконференция № 302. Рис. 4

Позиция ответчика: была объективная причина, пациента проинформировали, услуга не отменялась, а лишь была перенесена на короткое время, и те пациенты, которые ожидали переноса консультации, все были приняты.

Позиция суда: отказа в оказании медицинской помощи не было, произошёл самостоятельный отказ от получения услуги, поэтому оснований для возмещения убытков и морального вреда нет.

Видеоконференция № 302. Рис. 5

Перед вами на слайде хронология: мировой суд отказал, подана апелляционная жалоба, решение суда первой инстанции оставлено без изменения; в кассационном порядке жалоба тоже не удовлетворена.

Видеоконференция № 302. Рис. 6

Вопрос, который я вынес на обсуждение коллег: а как в договоре и медицинской документации зафиксировать условия и обстоятельства, исключающие ответственность клиники перед потребителем за изменение времени приёма?

Поскольку мы с Дмитрием сегодня вдвоём, то соответственно у него почётное право первым высказаться по теме видеоконференции и поставленному вопросу.
Итак, Дмитрий, вот таковы обстоятельства. Что же делать медицинской организации?

Д.Гаганов:
Во-первых, благодарю за эту почётную возможность — постараюсь соответствовать.

Во-первых, в судебных актах указаны формулировки, которые, как мне представляется, могут служить основой:
— для текста самого договора о предоставлении медицинских услуг на возмездной основе;
— для локальных нормативных актов о предоставлении платных медицинских услуг.

Особое внимание хотел бы обратить на судебный акт кассационной инстанции. Во-первых, там сама ситуация разобрана понятно.

Первое: надлежащим образом потенциальный потребитель платных услуг был проинформирован о возможности получения соответствующей медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий. То есть суд, не будучи связанным условиями договора и его формулировками, проверил правоотношения и то, насколько они были отражены в тексте договора, который также исследовался.

Второе: кассационная инстанция указала, что в соответствии с пунктом 24 договора следует устанавливать срок оказания медицинской услуги, который определяется исходя из объёма профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, предусмотренных нормативными документами, с учётом порядка и режима работы исполнителя.

Следовательно, в договоре предоставления медицинских услуг на возмездной основе раздел «Порядок и режим работы исполнителя» должен быть переработан с учётом формулировок апелляционной и кассационной инстанций, поскольку само судебное решение мне представляется чрезвычайно важным. Несомненно, юрисконсульты медицинских организаций, занимающиеся составлением текстов договоров, обязаны с карандашом в руках изучить эти решения.

Во-вторых, относительно порядка и режима работы исполнителя необходимо расписать, что такое экстренная медицинская помощь, что такое неотложная медицинская помощь, и что представляет собой случай оказания экстренной помощи — будь то самому потребителю медицинских услуг или иному лицу.

Как мне представляется, для того чтобы была надёжная правовая конструкция, позволяющая защитить позицию медицинской организации, необходимо раскрыть информацию о том, что считается экстренной помощью и что подразумевается под угрозой жизни в связи с предметом договора. Здесь, по моему мнению, имеется уязвимое место, но мимо которого суд прошёл, и сам потребитель на это внимание не обратил.

Экстренные показания можно взять из раздела клинических рекомендаций, относящихся именно к той нозологии, по которой был заключён договор. В данном случае речь идёт о консультациях и обследованиях. Посмотрите: «предусмотренных нормативными документами». Под нормативными документами здесь понимаются протоколы лечения, алгоритмы лечения, принятые в организации.

Относительно смещения времени приёма пациентов и организации экстренной госпитализации: здесь, как мне представляется, вопрос не очень простой, потому что формально услугу оказывает юридическое лицо — то есть исполнитель услуги, — но есть также непосредственный исполнитель — врач.

В большинстве договоров этих непосредственных исполнителей медицинской услуги на возмездной основе не указывают. А вот здесь возникает ситуация: могло ли произойти смещение времени приёма потому, что торакальный хирург начал оказывать экстренную медицинскую помощь — например, привезли пациента на скорой помощи?

Не мог ли он быть заменён на другого непосредственного исполнителя, способного оказать такой же объём услуг по содержанию — то есть провести консультацию и исследование? Этот вопрос вообще не поднимался в судах, но, по моему мнению, здесь имеется уязвимое место, хотя, конечно, судебные инстанции в это не вникали. То есть сделал ли исполнитель всё зависящее от него при сдвиге расписания?

Был ли предложен иной врач, если он мог выступать в качестве непосредственного исполнителя по условиям договора? Такая ситуация, по-моему, тоже должна быть прописана в договоре. Вариантов может быть несколько.

Что ещё? Надлежащий порядок информирования. Понятно, что в реквизитах должны быть указаны стационарный и мобильный телефоны, электронная почта, мессенджеры — как сейчас принято: Telegram, Telegram-каналы и другие каналы, через которые осуществляется информирование.

Ещё один важный аспект — отказ. Это очень интересно. Дело в том, что в разделе «Права и обязанности заказчика и исполнителя» необходимо предусмотреть и такой момент, как самовольное покидание места оказания услуг. Это тоже, как мне представляется, должно быть расписано в договоре через конструкцию, согласно которой потребитель несёт риск причинения вреда своему здоровью.

Кроме того, в договоре следует расписать понятие информированного добровольного отказа — что это такое, какие последствия он влечёт, а также отдельно — случай самовольного покидания места оказания медицинской помощи, в результате чего становится невозможным оказание услуги.

Здесь также возникает вопрос о распределении степени вины между заказчиком и исполнителем. Это, конечно, лишь поверхностный анализ.

В заключение я хотел бы сказать, что, безусловно, необходимо учитывать новую редакцию статьи 16 Закона о защите прав потребителей и изменения в эту статью, вступившие в силу с 1 сентября, касающиеся запрета навязывания услуг. При внесении формулировок, которые мы сейчас обсуждаем и которые призваны обезопасить позицию исполнителя с точки зрения правовых позиций, рассмотренных в апелляционной и кассационной инстанциях, одновременно нужно следить за тем, чтобы эти формулировки не ущемляли права потребителя и не подпадали под признаки навязывания услуг.

Вот что я хотел подчеркнуть в конце.

А. Панов:
Спасибо, Дмитрий. Как всегда, обстоятельный анализ.

Моя позиция и моё мнение по данным обстоятельствам: приходилось ли мне ожидать времени приёма и попадать к врачу на платную услугу не в назначенное время? Да, недавно я занимался зубопротезированием и не попал к врачу ровно в назначенное время. Задержка была незначительной — буквально десять минут.

Следует ли из-за этого, что контрагент медицинской организации отклонился от условий исполнения обязательств по договору? Формально — да. Но с позиции тех профессиональных действий, которые осуществлял врач перед приёмом другого пациента, я полагаю это вполне допустимым, поскольку невозможно точно просчитать время начала и окончания оказания услуги.

Кроме того, мы с Дмитрием ходим в суды — и далеко не всегда судебные заседания начинаются в обозначенное время. Самолёты тоже не всегда вылетают из аэропорта точно по расписанию. То есть ситуация, когда сроки оказания услуг не соблюдаются, достаточно обыденна.

А уж когда мы в рамках оказания медицинской помощи по ОМС идём к врачу общей практики, терапевту, невропатологу — в системе ОМС тем более приходится ждать.

То есть мы морально и с точки зрения понимания ситуации подготовлены к тому, что нас могут принять не вовремя.

Для защиты медицинской организации и пациента существует правовая конструкция, вытекающая из Постановления о правилах предоставления платных медицинских услуг. В договоре должно быть обозначено условие и допустимые сроки ожидания платной медицинской услуги.

В данном случае федеральное бюджетное учреждение здравоохранения внесло такие условия в договор и надлежащим образом проинформировало пациента о возможном переносе срока приёма. Сорок минут, полагаю, — это не катастрофическое время, тем более что пациент приехал издалека.

Соответственно, как уже сказал Дмитрий, необходимо внести в договор положения, предусмотренные Постановлением о предоставлении платных медицинских услуг, и надлежащим образом информировать пациента об изменении времени приёма.

Единственное, здесь существенным обстоятельством мог бы быть отказ от получения услуги, если, условно говоря, пациент рассчитывал, что в 11 часов его примут, а в 12 часов с Московского, Киевского или другого вокзала отходит поезд, и ему нужно успеть на него.

Но с другой стороны, когда мы вступаем в договорные отношения, мы обязаны учитывать определённые обстоятельства, которые могут повлиять на выполнение услуг со стороны контрагента. И здесь вполне вероятно, что можно было взять железнодорожный билет на более позднее время. Но это уже не столь важно.

Я полагаю, что данные обстоятельства, установленные мировым судом, апелляционным и кассационным судами, с учётом комментариев Дмитрия, медицинским организациям следует брать в качестве руководства к действию. Таким образом они будут защищены от гражданской правовой ответственности за несоблюдение сроков оказания услуги.

Такое развёрнутое моё суждение, но я полагаю, что тема тоже значима и важна.

Дмитрий, спасибо за обсуждение по обозначенному вопросу и теме видеоконференции.

Смотреть Правовые последствия несоблюдения времени начала оказания медицинской услуги.


Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle